Министерство труда и социальной защиты сделало еще один практический шаг по усилению социальной защищенности работника в части его пенсионных прав
Каждый человек, достигнув определенного возраста и выработав определенный трудовой стаж, сталкивается с ситуацией, когда надо оформлять пенсию. Для этого он должен обратиться в отдел кадров организации, где работает. И если вы думаете, что после этого человеку надо будет ходить по многочисленным организациям, выстаивать в бесконечных очередях, чтобы собрать все необходимые для назначения пенсии документы, вы ошибаетесь, потому что именно здесь начинает работать принцип «одного окна».
Кстати, в системе социальной защиты республики, в частности в одной из ее составляющих — пенсионной системе, этот принцип действует давно. И сама система назначения пенсий отработана неплохо. Однако нередко человек сталкивается с проблемой, когда ему сложно решить тот или иной вопрос оперативно, и даже помощь работников кадровой службы не всегда эффективна. Я имею в виду проблему сохранности на предприятии документов по личному составу, и прежде всего документов по стажу и заработной плате работника в период его работы до 1 февраля 2003 года. Напомню, что после указанного периода все организации нашей республики перешли на личные карточки персонифицированного учета, куда эти сведения заносятся.
Действующие законодательные и нормативные акты об архивах обязывают работодателя, независимо от формы собственности организации, сохранять документы по личному составу своих кадров на протяжении 75 лет. Однако проверки показывают многочисленные нарушения в этой области: практически в каждой второй организации это требование так или иначе нарушается. Нередки факты неправильного хранения документов, когда они приходят в физическую негодность; часто человек просто не может отыскать следов своей бывшей фирмы (помните, как в начале
90-х годов фирмы росли словно грибы после дождя и так же быстро исчезали); иногда бывало и такое, когда сознательно уничтожались документы с целью скрыть следы нечестной деятельности того или иного субъекта хозяйствования. Больше всего, как показывает практика, претензий и замечаний возникает к работе кадровых служб коммерческих и частных структур.
Чем оборачивается потеря документов для работника? Практически всегда это наносит ощутимый удар по его материальному благополучию, то есть ведет к реальному уменьшению размеров назначаемой пенсии.
В случае невозможности получения гражданами надлежащих документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной им заработной платы, это можно сделать через суд. Во всем мире пострадавшие по вине работодателя, а сохранность документов и есть прямая и непосредственная обязанность руководителя, решают проблемы в судебном порядке. Однако у нас в стране пострадавшие очень неохотно идут в суд, хотя практически всегда все люди, предъявившие иски к нанимателям, дела выигрывают. Напомню, что именно суд обязывает работодателя в таких спорных ситуациях возмещать пенсионное начисление.
Специалисты Министерства труда и социальной защиты, изучив и проанализировав проблему, обратились в Верховный суд Республики Беларусь. И сейчас при разрешении вопроса о размере заработной платы гражданина для исчисления пенсии суд будет принимать во внимание любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в том числе и показания свидетелей. Закон «О пенсионном обеспечении», как известно, не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания получения заработной платы в определенном размере. Размер заработка конкретного работника может быть установлен по документам, косвенно подтверждающим его фактический заработок, из которых можно сделать вывод о его индивидуальном характере. К таким документам можно отнести: выписки из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладыш к трудовой книжке, учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, расчетные книжки (листки) и другие.