9 Мая жители Ушачского района отметят у восстановленного мемориала «Прорыв»

Ставшие бессмертными

В эти дни жители Ушачского района вспоминают героев легендарного прорыва
«Их было 17195 против 60 тысяч. Мужество народа победило. Смерть стала бессмертием». Эти слова венчают надпись на бронзовой рельефной плите, созданной в виде карты, на которой запечатлена схема обороны партизан Полоцко-Лепельской зоны 11 апреля 1944 года. Эта плита лишь небольшая часть мемориала «Прорыв», расположенного недалеко от деревни Поперино и в семи километрах от Ушачей. Именно в этом месте в ночь с 4 на 5 мая 1944 года партизаны совершили легендарный прорыв фашистской блокады.



САМО существование на протяжении нескольких лет в сердце оккупированных врагом территорий партизанской республики, свободной от фашистов, уже было беспрецедентным. Партизанская зона занимала огромную территорию в три тысячи квадратных километров, на которой располагались 1220 населенных пунктов и проживало более 80 тысяч мирных жителей. Здесь работали колхозы, школы, больницы, оружейные мастерские, 3 электростанции, заводы по производству растительного масла, 6 мельниц, 150 швейных мастерских и даже свой аэродром. Оборону держали 17 партизанских бригад. 

В Ушачском музее народной славы имени Героя Советского Союза В. Лобанка бережно относятся к истории партизанской республики и прорыва. Директор музея Марина Дрозд рассказывает интересные подробности. В самом начале войны фашисты очень быстро заняли эти места, так что как таковой мобилизации здесь не было. Но это сослужило добрую службу партизанскому движению. Повестки приходили, однако идти было некуда — военкомат передислоцировался. Людей отправляли в Полоцк, но там уже был враг. Поэтому мужчины призывного возраста уходили в леса. Подтягивались жители соседних районов, военнопленные, бежавшие из лагерей. И местность способствовала: леса да болота. 

Уже к осени 1942 года здесь действовали две партизанские бригады, в 43-м — 17. Подпольщики связались с Витебским обкомом партии, и сюда стали присылать с «большой земли» людей для организации сопротивления, периодически командиры бригад отправлялись на самолетах в центр на учебу. В сентябре 1942-го партизаны освободили Ушачи, с тех пор здесь располагалось командование зоны. 

Территория партизанской республики росла, бригад становилось все больше. Необходимо было действовать слаженно, координировать действия. Было решено создать координационный совет, штаб, который возглавил Владимир Лобанок. 

Партизанская зона находилась в тылу третьей танковой армии рейха. И когда к этой территории начал приближаться фронт, могла стать хорошим плацдармом для Красной Армии. Также фашисты опасались потерять дорогу Витебск—Лепель—Докшицы — без нее танковой армии пришлось бы очень тяжело. И они приняли решение — зачистить территорию. 

«Моросящий дождь» и «Праздник весны» — такие поэтические названия дали каратели своим операциям, которые начались 11 апреля 1944 года. Немцы рассчитывали уничтожить партизанскую зону за пять дней. Они думали, что стоит только пустить танки, как дело будет сделано. 


Схема наступления фашистских карателей на Полоцко-Лепельскую партизанскую зону, сужение
блокадного кольца и места прорывов блокады.


Но враг просчитался. Партизаны сопротивлялись отчаянно. К тому же с «большой земли» пришел приказ: не сдавать территорию. Советские войска еще не были готовы прийти на помощь и нанести удар. Максимум, что было возможно, — послать несколько боевых самолетов, которые отвлекали бы огонь врага на себя. Были созданы укрепительные и фортификационные сооружения. Натиск продолжался 25 дней. Но стало понятно: долго 17 тысячам партизан не продержаться против 60-тысячной хорошо вооруженной армии противника. Фашисты постепенно теснили партизан, а через 25 дней блокировали их в Матыринском лесу. Единственным выходом было идти на прорыв. 

Планировался он на 1 мая, но сорвалось: фашисты перехватили информацию,  перебросили силы в место предполагаемых боев.  Поэтому решили воспользоваться эффектом неожиданности и в ночь с 4 на 5 мая ударить по двум самым сильным гарнизонам противника. Около полуночи люди просто встали и с криками пошли в бой. И это сработало. 

В эту ночь партизанам удалось не только прорвать блокаду, но и вывести из нее 15 тысяч мирных жителей. Но какой ценой… И сегодня никто не скажет, сколько погибло партизан и мирного населения в ту ночь. Есть только приблизительные цифры. За 25 дней активных боевых действий партизаны потеряли около 7 тысяч человек. Противник — 8300 убитыми и 12900 ранеными, уничтожено 59 танков, 116 автомашин, 22 орудия, 7 бронемашин и 2 самолета. 

Фашисты обрушили свой гнев на мирное население. Они добивали всех, кого обнаруживали, им было неважно, старики это, женщины или дети. Мирное население было менее мобильным, чем партизаны, поскольку многие уходили семьями, со стариками и детьми, некоторые ехали на подводах, вели домашнюю скотину.  При таких условиях остаться незамеченными было сложно. Очевидцы вспоминали ужасные случаи: чтобы не выдать остальных, людям приходилось убивать собственных маленьких детей, если они вдруг начинали плакать.

Учителя вместе с учениками Плинской средней школы, как и других, которые находятся на территории бывшей партизанской республики, ведут активную поисковую работу, которую сегодня возглавляет учитель Владимир Борисенок. В школьных архивах — множество воспоминаний очевидцев тех страшных событий. На протяжении 37 лет директором школы была Варвара Миронович,  бывшая подпольщица и участница прорыва. Она вспоминала, как ей удалось выжить во время первой попытки прорыва 1—2 мая. 

В те дни партизаны пытались прорваться в сторону деревни Зябки, к железной дороге. К тому моменту молодая женщина уже потеряла мужа, активного участника партизанского движения и маленького ребенка. Вдвоем с братом, держась за руки, они бежали под обстрелом. Казалось, руки расцепили лишь на мгновение — чтобы миновать стоящую на пути березу. Но больше им встретиться было не суждено. Взрыв. Варвару ранило в живот. Вынес ее совершенно незнакомый партизан. Она так и не узнала его имени. Было очень больно, партизан сам шел с трудом, и она просила оставить ее, но тот лишь повторял: «Девочка, ты должна жить!» Он передал ее одной из жительниц соседней деревни, которая ее и выходила. 

Среди бывших учителей школы были и еще очевидцы тех событий: Вера Радевич и Анна Костюкович. 

На пути прорыва встала деревня Заборовно. Озверевшие каратели расстреливали встречавшихся им на пути мирных жителей, убивали людей целыми семьями. В тот день в деревне погибли 38 местных жителей. Расстреляли и раненых, которые лечились в госпитале в деревне. Уцелевших сельчан согнали в лагерь в деревне Жары. Там они находились две недели до освобождения этих территорий советскими воинами.

Вернувшись в пустую деревню, люди застали жуткую картину: тела их односельчан пролежали две недели под палящими лучами майского солнца. Похоронить их было некому. Поэтому братские могилы в Заборовно расположены в непосредственной близости от мест, где были найдены погибшие, буквально во дворах домов, на приусадебных участках. Где-то обелиском служит им развесистая груша. Где-то куст сирени…


Импровизированный «Вечный огонь» из трех скрещенных карабинов

Сегодня за мемориальным знаком, на котором выбиты имена погибших жителей деревни, и семью братскими могилами ухаживают плинские школьники. А каждую весну они отправляются в поход по местам боевой славы их прадедов. И вместе с другими школьниками Ушаччины участвуют в традиционном легкоатлетическом пробеге, который проводится ежегодно в день прорыва. 

Люди, которым довелось побывать в лесах непосредственно после его, рассказывали, что эта жуткая картина преследовала их всю жизнь: везде тела погибших людей, маленьких детей… Казалось, что вся земля обильно полита кровью. Говорили, что болото, по которому пролегал прорыв, окрасилось в красный цвет. 

Тем не менее многим партизанам удалось выйти из окружения. Они присоединились к армии и продолжили свою борьбу. Многие из них погибли. Но были и те, кто не только остался жив, но и дошел до Берлина. Среди них и Михаил Егоров — тот самый, который водружал  Знамя Победы над Рейхстагом. 

Завтра жители Ушачского района соберутся около отреставрированного к Дню Победы мемориала «Прорыв». Кстати, в качестве консультанта к работам привлекли архитектора Юрия Градова, одного из авторов мемориала.  

«Ворота» комплекса — бетонная стена длиной 11 метров, которая расколота на две части. В месте разрыва — бронзовая фигура партизана. Он стоит спиной к входу, и каждый посетитель будто повторяет его путь, вместе с ним идя на прорыв. С правой стороны от скульптуры — 38 мемориальных плит, где указаны известные фамилии героев, погибших во время блокады и прорыва, и есть место для имен неизвестных павших. На верхней площадке захоронены 450 партизан, погибших во время прорыва. 

СРЕДИ этих фамилий есть имя человека, который жив и сегодня. Елисей Шипулин живет в российских Клинцах. Во время прорыва он был тяжело ранен и считался погибшим, но его спасла  местная жительница. Стало известно, что он жив, лишь спустя многие десятилетия после Победы. Ему предложили убрать фамилию с мемориала, но партизан отказался: он чувствует единение с каждым, кто погиб в этих местах. 

bolshakova@sb.by

Фото автора и из архива Ушачского музея народной славы имени В. Лобанка
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter