Ставки сделаны, господа!..

Недавно ставка рефинансирования описала полный круг и вернулась на свою «стартовую» позицию – 10 %. Ее понижение в несколько приемов с шагом 0,25 % прошло достаточно спокойно...

Недавно ставка рефинансирования описала полный круг и вернулась на свою «стартовую» позицию – 10 %. Ее понижение в несколько приемов с шагом 0,25 % прошло достаточно спокойно. Ни эмоций, ни даже развернутых комментариев от представителей финансовых кругов не звучало. Некоторое время Нацбанк планировал к концу 2007 года снизить «главную» ставку страны еще на 1 %, но в декабре «реальных предпосылок» для этого не увидел. Впрочем, и предшествующее постепенное «падение» внесло коррективы в жизнь банковской сферы.

В чистой теории снижение ставки рефинансирования всегда на руку реальному сектору экономики  — дешевеют банковские кредиты. Кстати, они составляют основу финансирования проектов в корпоративном сегменте финансовых услуг. Облигационные займы, дополнительные эмиссии акций и другие инструменты привлечения средств только осваиваются отечественными предприятиями. Однако снижение ставки рефинансирования не всегда равнозначно повышению доступности кредитных ресурсов.

Ставка рефинансирования — мощный инструмент регулирования не только кредитной, но и депозитной политики банков. Депозиты фактически составляют основу белорусской банковской системы и ее кредитные возможности. Весьма серьезная динамика роста требований банков к производителям была обусловлена повышением уровня доходов населения, а вслед за ними  и сбережений физлиц. Кроме того, до 2003—2004 годов в стране практически не было системы потребительского кредитования. В последние годы у банков возникла острая необходимость диверсификации рисков, многие участники рынка стали активно развивать розничное направление. Этому способствовал и рост цен на недвижимость.

Сегодня структура кредитов и депозитов значительно изменилась. По официальной статистике, вклады населения и задолженность физлиц перед банками практически уравнялись по объ-емам. Причем около 3 триллионов рублей «долгов» частных лиц — «длинные» деньги, выданные на финансирование недвижимости. То есть эти средства вернутся в банковскую систему только через 10—20 лет. В результате передела кредитного и депозитарного пирога простые граждане своими вкладами вскоре уже не смогут обеспечивать корпоративный сегмент.

Депозиты же предприятий не занимают главенствующего положения в ресурсной базе банков. По нескольким причинам. Во-первых, в отличие от физлиц для юрлиц срочные депозиты — это инструмент не сбережения и накопления средств, а минимизации своих издержек. Депозитарные счета выгоднее, чем текущие. Впрочем, сегодня для белорусских предприятий больше свойственны проблемы не избытка денег, а их недостатка. В частности, для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

Как отмечают эксперты финансового рынка, снижение ставки рефинансирования способно снизить интерес к депозитам. Прежде всего основного вкладчика — населения. Предприятия менее чувствительны к снижению доходности по таким операциям. Особенно снижение ставки отражается на долгосрочных депозитах. Также в 2008 году наметилась тенденция перераспределения вкладов физлиц по валютам: доля сбережений в долларах и евро выросла с 36 % до 41 % к 1 ноября 2007 года по сравнению с началом года.

Повышение ставки рефинансирования на 1 % в 2007 году в некоторой степени благоприятно сказалось на финансовой ситуации. По мнению экспертов рынка, обратное снижение на 1 % никак не отразилось на банковских депозитах физлиц. «Возврат» к 10 % прошел в несколько этапов, фактически незаметно для населения. Тем не менее дальнейшее падение ставки в ближайшие месяцы большинство специалистов оценивает как маловероятное событие.

Банкам и без того с трудом удается удержать уровень депозитов на необходимом уровне. Если их доходность еще несколько снизится, то это может стать поводом для неконтролируемого оттока вкладов. Снижение ставки рефинансирования уже стало одним из факторов интереса к кредитным ресурсам реального сектора экономики. Спрос на заемные средства уже превышает возможности ресурсной базы банковской системы. Сегодня ее возможно значительно пополнить только за счет внешних заимствований. В этом нет ничего плохого, если бы не проблемы с экспортом, удорожанием энергоресурсов и отрицательное сальдо платежных операций. По некоторым оценкам, одна из целей постепенного снижения ставки рефинансирования — добиться «выравнивания» стоимости заемных средств внутри страны и вне ее. Зачастую белорусские предприятия предпочитают зарубежные кредиты, так как они дешевле отечественных на несколько процентных пунктов.

Однако дальнейшее снижение ставки рефинансирования  не сделает кредитные ресурсы более доступными для реального сектора белорусской экономики. Дело в том, что государство ограничивает величину маржи для банков, привязывая ее к ставке рефинансирования. Это не дает возможности финансистам регулировать банковские риски по кредитам ставкой. Поэтому, по мнению экспертов, одна из реальных возможностей банков минимизировать свои риски — ужесточать требования к кредитополучателям, требуя от них ликвидной гарантии возврата средств. Несомненно, это сузит круг потенциальных клиентов, но позволит банкам избежать неоправданных затрат.

Снижение ставки рефинансирования сказалось и на доходах банковского сектора. С одной стороны, низкая ставка делает для банка более дорогим привлечение депозитов населения для поддержания своей ресурсной базы, с другой — законодательные ограничения не оставляют возможностей финансистам компенсировать эти затраты доходами от кредитования. Чисто теоретически, как отмечают эксперты, более скромная ставка и дешевые кредиты стимулируют деловую активность экономики, в свою очередь, у предприятий появляется больше остатков на расчетных счетах, которые увеличивают ресурсную базу банков и компенсируют падение доходности депозитарных вкладов. Но для этого должно эффективно работать производство. А этого гарантировать никто не может.

Немало экспертов связывали насыщение финансового рынка Беларуси с приходом в страну иностранных инвесторов. 2007 год был отмечен рядом серьезных покупок крупными иностранными банками белорусских участников рынка. Однако пока зарубежные деньги составляют всего около 10 % в уставном капитале белорусской банковской системы. Несмотря на достаточно громкие заявления на пресс-конференциях, иностранные финансовые группы — владельцы белорусских «дочек» не торопятся вкладывать реальные средства в развитие своих белорусских филиалов. Несколько десятков миллионов долларов, которые были потрачены на приобретение контрольных пакетов акций, не в счет. Это небольшая сумма, которая является платой за вход на рынок, в то время как многие надеялись, что иностранные инвесторы увеличат ресурсную базу на несколько миллиардов. Они реально насытили бы рынок средствами.

Однако, согласно оценкам некоторых экспертов, иностранные банки начнут проявлять свою активность при приватизации белорусских предприятий. В принципе, для этой цели они и пришли в Беларусь. Без потенциальной возможности финансового обслуживания крупного корпоративного клиента отечественный рынок финансовых услуг не может представлять интереса для зарубежных инвесторов. Потенциал розницы достаточно небольшой по сравнению с российским и украинским рынками. Зато новым игрокам для влияния на этот сегмент необходимы значительные капитальные инвестиции. Прежде всего в развитие сети и инфраструктуры.

По мнению некоторых аналитиков, чтобы приобрести конкурентоспособность в рознице, необходимо обладать приблизительно 100 филиалами и расчетно-кассовыми центрами по всей стране. На сопоставимом уровне с лидерами — «Беларусбанком» и «Белагропромбанком». РКЦ  в зависимости от размера, расположения в населенном пункте, качества отделки обходится в 1—10 миллионов долларов. Плюс информационная система, которая потребует еще 10—20 миллионов долларов инвестиций, банкоматы, инфокиоски… Словом, по приблизительным подсчетам, вход на розничный рынок потребует от банков, как минимум, 700—800 миллионов долларов «подготовительных» расходов. Инвестиции достаточно серьезные.

Что касается корпоративного сегмента, то наиболее перспективные клиенты в Беларуси уже давно поделены. А корпоративные клиенты, в отличие от физических лиц, меняют обслуживающий банк неохотно. В итоге можно предположить: появление в Беларуси «дочек» связано прежде всего с перспективой на обслуживание стратегических инвесторов. Прошлогодняя «газовая эпопея» вселила серьезные надежды на продажу хотя бы части активов валообразующих белорусских предприятий. Но вопреки ожиданиям правительству удалось «размазать» негативные эффекты от подорожания энергоносителей тонким слоем по всей экономике и различным отраслям и удержать ситуацию под контролем. Поэтому, видимо, приватизация крупных предприятий откладывается либо будет происходить на менее «вкусных» для иностранных инвесторов условиях.

Снижение ставки рефинансирования делает банковскую деятельность более рискованной. Причем минимизация рисков возможна фактически только через требование более высоких гарантий обеспечения возврата средств кредитополучателями. Как правило, это залог ликвидного имущества, которое находится либо на балансе заимодавца, либо его поручителей. Но именно залоговое обеспечение и в прошлые годы являлось основной проблемой при получении заемных средств малыми и средними предприятиями.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter