Ставки сделаны!

Об экранном и закулисном образе телеигры "Что? Где? Когда?" и ее создателе Владимире Ворошилове рассказывает постоянная участница интеллектуального казино Валентина ГОЛУБЕВА.
Об экранном и закулисном образе телеигры "Что? Где? Когда?" и ее создателе Владимире Ворошилове рассказывает постоянная участница интеллектуального казино Валентина ГОЛУБЕВА.

Почему именно шесть "знатоков"? Абсолютная случайность. Может быть, просто первый игровой стол был именно такого размера, как раз на шесть человек. На стол поставили волчок, и началась Игра. "Что? Где? Когда?" 25 лет была самой популярной интеллектуальной передачей отечественного телеэкрана. Ее успех породил волну подражаний и заимствований, но успеха "Что? Где? Когда?" не смог повторить ни один продюсер ни на одном телеканале. А самое главное - игра "шагнула в мир", перестав существовать только на экране. Сначала в Москве и Ленинграде, а затем и по всему СССР стали появляться клубы, в которых люди всех возрастов с упоением играют в "Что? Где? Когда?" и "Брэйн-ринг". Сейчас в Беларуси существует даже общественная организация "знатоков" - Белорусская лига интеллектуальных команд (БЛИК). Кстати, сам Владимир Ворошилов предпочитал слово "игрок" слову "знаток".

С уходом из жизни создателя и бессменного ведущего игры встает вопрос: а что же будет с ней и с передачей дальше? Этот вопрос был задан одному из самых активных игроков "Что? Где? Когда?" 80 - 90-х годов - доценту Белорусской государственной политехнической академии Валентине Голубевой. А после этого мы не могли удержаться, чтобы не расспросить Валентину Голубеву о тайнах и подробностях закулисной жизни популярной передачи.

О том, что будет с передачей дальше

На похоронах в голосе нескольких российских телевизионных звезд я услышала даже некоторую радость по поводу ухода Ворошилова... Для них он был конкурентом, задавал слишком высокую планку. Что касается судьбы передачи, то ее решат акционеры телекомпании "Игра" - Наталья Стеценко, жена Владимира Яковлевича, и их сын Борис Крюк, ведущий телеигры "Любовь с первого взгляда". Над программой работает большая и слаженная команда, которую, безусловно, терять никак нельзя. Один пример: во время подготовки Нескучного сада (именно там в Охотничьем павильоне проходят съемки передачи) к похоронам Владимира Яковлевича необходимо было убрать большое количество снега. Поздно вечером накануне похорон снег был убран, но под ним обнаружилась большая лужа, заполненная грязью. Когда в девять утра я пришла на похороны, лужа уже была аккуратно засыпана неизвестно откуда появившимся гравием...

О том, как было тяжело жить без прямого эфира

Владимир Яковлевич по образованию художник и долгое время работал художником. На телевидение он пришел в 38, "Что? Где? Когда?" начал делать в 45 лет. Сегодня в этом возрасте человека вообще никуда не возьмут! А он начал абсолютно новое дело и совершил невозможное: "пробил" на тогдашнем телевидении прямой эфир, о котором на советском ТВ в те годы и разговора быть не могло. Я помню, как "знатокам" при обсуждении вопроса категорически запрещали касаться любой политики и упоминать Ленина, революцию, даже Герцена! Хотя поначалу "Что? Где? Когда?" снималась в записи, и многие, на наш взгляд, безобидные вещи потом при монтаже программы доставляли Ворошилову и его группе большие сложности. Например, "игрался" вопрос примерно такого содержания: "У Достоевского в "Братьях Карамазовых" есть фраза: "Что станется в пространстве с топором, ежели его закинуть куда подальше? Он станет летать вокруг Земли яко ее вечный спутник". Смысл вопроса был в том, что именно Достоевский ввел в обращение слово "спутник" в современном его значении как космического объекта. Однако телевизионному начальству выражение "топор в космосе" не понравилось: "Что значит "топор в космосе"? Это же милитаризация космического пространства! Нашей стране такое выражение не подходит!"

Пришлось уже в готовой передаче делать звуковой монтаж: слово "топор" заменили ранее записанным словом "предмет", потом еще дописали и смонтировали окончание "ом". Получилось в итоге "Что станется с предметом"...

Был еще вопрос о Мухаммеде Али. Но он сказал что-то нехорошее про нашу страну, в результате чего вопрос пришлось при монтаже вырезать совсем. А зрители увидели следующую картину: только что в игре был счет 5:5 и вдруг моментально стал 6:5! Ведь переснять выброшенный вопрос никакой возможности не было. Старое "Что? Где? Когда?" снималось по четыре передачи в день, которые потом показывались по одной в месяц.

Как ни странно, но теперь, когда передача выходит в прямом эфире, ощущаешь себя в кадре гораздо свободнее и раскованнее, чем когда она выходила в записи. А раньше можно было и совсем не дождаться своего появления на экране, будучи вырезанным заботливыми ножницами цензора. Сейчас в передаче существует только один запрет - на ненормативную лексику в кадре.

О том, как все начиналось

Я пришла в "Что? Где? Когда?" в 1982 году. Меня взял в свою команду Виктор Зарецкий. Он был еще участником "Аукциона" - легендарной передачи в прямом эфире, которую Ворошилов и Стеценко делали до своей интеллектуальной телеигры. Наталья Ивановна утверждает, что косвенной виновницей закрытия "Аукциона" была именно она. Случилось так, что во время работы над программой Ворошилов задел ее неосторожным словом. Во время прямого эфира оскорбленная Наталья Ивановна выбрала момент, когда Ворошилов и двое его коллег-мужчин в дикторской кабине в "мужских" выражениях обсуждали достоинства танцевавших на сцене девушек, и врубила трансляцию! В прямой эфир. После этого "Аукцион" был мгновенно закрыт, и даже лицо Ворошилову показывать в эфире стало нельзя. Этим объясняется то, что он долгое время вещал невидимый, "из будки". Кстати, когда я приехала впервые в Москву на отбор, то долго не могла понять, кто этот седой человек в очках, так как представляла Ворошилова по голосу молодым человеком.

Каким образом происходил отбор в игроки?

Потенциальные игроки приезжали в Москву за свой счет. Во время отбора претендентов разбивали на тройки. Тройки поочередно менялись за игровым столом, составляя обычную команду. Вопросы на отборе были условные: главное было присмотреться к будущим участникам. В конце каждый должен был написать на листке шесть фамилий: свою и фамилии еще пяти претендентов, с которыми хотелось бы играть в одной команде: Ворошилов и Стеценко не полагались только на свой, столичный вкус. "Знатоки" должны были нравиться зрителям во всех уголках большой страны.

Вначале игра планировалась как семейная викторина, но уже после первых съемок стало понятно, что этот вариант слишком скучен. Тогда Наталья Ивановна обзвонила комитеты комсомола всех московских вузов и попросила направить к ним молодых, боевых и талантливых ребят. Вот так и засветились первые звезды "Что? Где? Когда?" - по направлению комитета комсомола...

О том, как Ворошилов не любил халтуру

Эта история произошла тогда, когда на Центральное телевидение впервые поступили "бетакамы" - самые совершенные на то время телекамеры. Естественно Ворошилов добился, чтобы они работали на съемках "Что? Где? Когда?". И вдруг распоряжение - снять "бетакамы" со съемок игры и отправить их на какое-то партийное мероприятие. Взамен новых телекамер смогли предложить только устаревшие кинокамеры, у которых не было даже автофокусировки и резкость надо было устанавливать вручную. За день до записи Ворошилов собрал всех приехавших в Москву "знатоков" и сказал: "Нас заставляют снимать халтуру, если мы откажемся, с нас потребуют огромную неустойку. Денег на пленку они не жалеют, но "бетакамы" давать не хотят. Придумывайте, как выпутаться из такого положения". Мы придумали... На следующий день уже были съемки. Как только оператор начинал настраивать кинокамеру на излагавшего свою версию игрока, немедленно то же самое делал игрок, сидящий напротив говорящего. Оператор был вынужден брать тяжелую камеру и бежать вокруг стола. Но как только он заново приступал к настройке оптики, в обсуждение включался еще один "знаток" и все повторялось. Таким образом, сфокусировать камеру не представлялось никакой возможности. А так как реагировать "знатокам" на движения оператора приходилось быстро, то смысл произнесенных слов был совершенно не важен. Непосвященные в "заговор" зрители в студии и остальные "знатоки" были уверены, что сидящая за столом команда внезапно сошла с ума. Однако результатом съемки Ворошилов остался доволен: не получилось ни одного четкого кадра, одно сплошное "молоко". "Бетакамы" вернули на следующую же съемку...

О том, смотрело ли "Что? Где? Когда?" высокое начальство

Самое высокое нет, но внуки начальства смотрели. И как только у нас начинались какие-либо неприятности, внуки за нас заступались. Например, у Ворошилова и Стеценко постоянно были проблемы с помещением для съемок. Вначале снимали в маленьком подвальчике на телевидении, где был только один выход, дышать было нечем, а температура при съемке доходила до 60 градусов. И, разумеется, никакой противопожарной безопасности. Многочисленные злопыхатели воспользовались этим фактом, и нас из подвальчика выперли. Программа переехала в небольшой особнячок на улице Герцена, отреставрированный краснопресненскими комсомольцами. Но и там долго не задержались, уютный особнячок требовался самим комсомольцам. Именно тогда помог кто-то из поклонников-внуков. Он рассказал дедушке о существовании такой хорошей передачи, как "Что? Где? Когда?", и отношение к нам моментально изменилось. Сразу стали предлагать на выбор разные помещения. Самым удачным и комфортабельным местом, где когда-либо проходили съемки передачи, был "Хаммер-центр": удобные помещения для переодевания, много ресторанчиков, прозрачные лифты... До сих пор вспоминаю это место с ностальгией.

Аренда "Хаммер-центра" стоила очень дорого (большое спасибо Мариупольскому металлургическому комбинату, который целый год платил за нас). За это время Ворошилов нашел домик в Нескучном саду. И опять началось: переодевание в вагончике, туалет - типа "деревенский сортир", правда, обязательно с зеркалом и туалетной бумагой, что меня всегда удивляло. Домик и сейчас принадлежит правительству Москвы. Получается, "Что? Где? Когда?" - это вечный квартирант.

О том, что Игру делает Личность

Нельзя считать "Что? Где? Когда?" передачей только одного Ворошилова. Я считаю полноценным ее автором жену Владимира Яковлевича - Наталью Ивановну Стеценко. В советские времена она защищала Ворошилова перед парткомом, в наступившие "несоветские" находила деньги под производство очень дорогой передачи. Я всегда считала, что Наталья Ивановна - "отец и мать" передачи даже больше, чем сам Ворошилов. Без Ворошилова передача могла бы состояться, без Натальи Ивановны - никогда.

В последнее время на телевидении появилось множество интеллектуальных игр, телевикторин. Но достойного конкурента "Что? Где? Когда?" и "Брэйн-рингу" нет. За рубежом аналогов нет совсем. Потому что за границей нет коллективного творчества, хотя идея коллективного "мозгового штурма" принадлежит именно иностранцам. Однако на Западе не существует игровых передач, где от участников требуется самим "родить" единственное верное решение. Как правило, им сразу дается несколько вариантов ответа на выбор.

А что касается интеллектуального движения "Что? Где? Когда?" - оно будет и умереть никак не может, даже если бы исчезла передача. КВН, к примеру, на телевидении лет десять не было, но ведь он никуда не исчез. Другое дело, что интеллектуальному движению, в том числе белорусскому, необходима финансовая поддержка. Нужен человек, который бы этим профессионально занялся. Особенно теперь, после ухода Ворошилова...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter