Как международный кризис повышает деловую и туристическую привлекательность Беларуси в Европейском регионе

Ставки растут

Несмотря на свое географическое положение, Беларусь долгий период рассматривалась многими в мире (будем объективны) как страна периферийная. С одной стороны, мы находились на восточной окраине Европы, с другой — западной оконечности огромного ЕАЭС. Через нас транзитом текли товары, люди, деньги, технологии с Востока на Запад и в обратном направлении. Но, будем откровенны, не очень много от этих богатств и идей задерживалось на белорусской территории. Значение республики на международной экономической арене резко повысилось после 2014‑го: веха в охлаждении отношений России и ЕС, а затем и в целом усиления противостояния по линии Восток — Запад. Тогда в Беларусь волнами со всех сторон устремились представители крупных корпораций и инвестиционных фондов: страну рассматривали как промышленно-логистическую площадку для связи товарных потоков между Азией и Европой… Увы, не хватило времени для реализации этих проектов. Но так или иначе, в условиях санкционных и ограничительных вакханалий наше государство постепенно становится центральным в Европе. И эта опция будет только усиливаться и расширяться.

Политика открытых дверей

Беларусь всегда была открытой страной. Это уже стало одной из парадигм внешней политики. Мы открывали свои двери гражданам практически всех стран в «тучные» времена роста международного сотрудничества и глобализации. Не закрывались от бизнеса и путешественников из стран, руководство которых проводило санкционную политику в тех же 2006 и 2010 годах. Не закрылись во время пандемии. И тогда белорусский «коридор» стал единственной возможностью вернуться на родину для тысяч людей со всего континента.

Даже сегодня, когда противостояние обострилось донельзя, республику и ее экономику душат рестрикциями, Беларусь не закрывается в том числе от недружественного нам мира.
Да, мы иной раз отвечаем на выпады некоторых государств. Но в остальном следуем парадигме: простые люди и простой бизнес не должны лишний раз страдать из-за неадекватной политики своих правительств. Поэтому у нас действует безвиз для наших соседей. Какие бы демарши ни проводили Вильнюс, Рига и тот же Киев, но литовцы, латыши и украинцы не перестают быть нашими соседями. И могут приехать в Беларусь. И приезжают.

По данным Государственного пограничного комитета, с 15 апреля по 27 июня по безвизу в страну въехало 88 649 иностранцев: из них 58 679 граждан Литвы, 22 359 граждан и 7593 неграждан Латвии.

Европа уже не та

И вот неожиданно мы становимся Европой, о ценностях которой так много говорят, но которые в западной, да и восточной части света уже утратили. Где в Евросоюзе толерантность? Терпимость? Всплеск русофобии — только один из самых ярких фактов. По количеству других «фобий» по национальному и религиозному признаку Старый Свет уже вырывается в мировые лидеры.


А где политический плюрализм? Забудьте! Даже высокопоставленным политикам достается, если они в своей речи, не дай бог, отклонятся от определенной линии. Ни много ни мало, а президенту Франции Эммануэлю Макрону достается за переговоры с Владимиром Путиным. Собственно говоря, это его работа: налаживать диалог с другими государствами. Но многое уже перевернулось с ног на голову.

Да, сегодня как никогда в мире (по крайней мере, в нашем регионе) зреет ностальгия по Европе. Той, «старой», прошлого века. С культурой, моральными ценностями и подлинной толерантностью, без ксенофобии.

Но той Европы уже нет. И Беларусь постепенно занимает освободившееся место в умах и сердцах людей. На Востоке туристические операторы быстро раскусили тренд (а они чутко реагируют на все события) и уже предлагают своим клиентам путешествие в Европу — к нам.

В Беларуси сохранились те ценности, за которые весь мир и любил Европу в прошлом столетии. Ментально нам чужд национализм в любом его проявлении. Поэтому турист из любого уголка планеты чувствует себя у нас комфортно. Наша страна остается одним из самых безопасных государств в мире. Отсутствует ксенофобия. Граждане стран Балтии комфортно ездят в Гродно закупаться в гипермаркетах. Хотя в Литве и Латвии повсюду развешаны разные антибелорусские лозунги, а на машины с нашими номерами смотрят косо. Не все, определенные личности. В любой стране не без урода, вопрос в другом, что это поощряется местными властями.

Словом, как это ни парадоксально, украинский кризис превратил Беларусь в Европу. А страны, которые так стремились стать ее полноценной частью: Польша, Литва, Латвия — потеряли свой лоск.

Бизнес-комфорт

Иностранный бизнес тоже понес минимальные потери. Ни одну зарубежную компанию или инвестора не «выставили» из Беларуси. Да, наша страна пошла на определенные секторальные ограничения во внешней торговле. Импорт ряда товарных позиций ограничили из недружественных стран. Некоторую продукцию перестали экспортировать в определенные государства. С одной стороны, надо было как-то отвечать на грубые выпады в наш адрес. С другой — ключевая цель-то была не насолить оппонентам, а укрепить собственную продовольственную и экономическую безопасность.
Ни одна иностранная компания или инвестор в Беларуси не подверглись никаким гонениям. Наоборот, на всех уровнях власти стараются оказать любую поддержку по преодолению сложностей из-за внешнеэкономической и политической конъюнктуры. На весь реальный сектор работает и инфраструктура страны. И государственная, и частная.
Никакой дискриминации к фирмам с зарубежным капиталом или корнями нет. С ними иной раз возятся даже больше, чем с «родными». Коренной белорусский бизнес привык со дня своего существования действовать в условиях форс-мажора. У многих иностранных компаний такого опыта нет. Кроме того, возникающие проблемы необходимо решать тем более деликатно, чтобы неинвестор не попал «под раздачу» у себя на родине. Там-то мир меряют политическими категориями.

Страна для консенсуса

Для бизнеса во все времена ключевым являлся фактор стабильности. В Беларуси он не пропал даже во время глобального международного кризиса. Конечно, наша экономика и предприятия ощущают внешние сотрясения. Но в том-то и дело, что власти страны своими решениями стараются сгладить накатывающие извне волны проблем, а не создавать новые, формируя турбулентность.


Как это происходит в пресловутой Европе? Вроде бы правительства помогают бизнесу, иной раз деньжат подкидывают, выделяют кредиты на ту же энергетику. Но другой рукой делают все, чтобы создать газовый, нефтяной и в целом сырьевой кризис. В результате баланс их деятельности получается однозначно отрицательный. А предприниматели — люди внимательные. Все замечают, зла не помнят, но записывают. Поэтому для инвесторов наша привлекательность, пожалуй, только возрастает.

Конечно, пока конфликт в Украине в самом разгаре, ждать всплеска деловой активности не стоит. Не только у нас, а и во всем мире.
Однако рано или поздно кризис либо разрешится, либо войдет в вялотекущую фазу — и превратится просто в привычный новый фактор в нашей жизни. И тогда Беларусь имеет все шансы стать хабом для взаимодействия Запада и Востока.
Какой бы ни была жесткой политическая риторика и холодной война на политическом фронте, на корпоративном уровне взаимодействие в той или иной форме и объеме будет восстановлено. Не в таких масштабах, как во времена глобализации. Но ее тоже из истории мировой экономики не вычеркнешь. Бизнес из разных регионов привык к кооперации и ее преимуществам и будет стремиться возрождать оборванные пандемией и украинским конфликтом связи. И белорусская площадка будет актуальна как никогда.


Впрочем, процесс уже запущен. Другой вопрос, что сегодня деньги не просто любят тишину, а в целом предпочитают почти секретность. Даже в кулуарах подробности предпочитают не обсуждать. Впрочем, и намеков достаточно, чтобы понять: те же западные предприниматели не менее активно, чем белорусские и российские, ищут схемы взаимодействия друг с другом. Но без лишнего афиширования. Учитывая открытость нашей страны (приехать к нам в гости не составляет больших проблем), Минск может стать центром делового мира. По крайней мере, регионального. Чем-то напоминает путь Швейцарии в конце XIX — начале XX века. Но в обновленном формате.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter