Ставки меньше, чем стоит жизнь?

В РЕДАКЦИЮ «БН» пришло письмо от Татьяны КИСЕЛЕВОЙ из деревни Ново-Борщевка Лоевского района. Читательница написала о том, как непросто выживать в деревне на зарплату, как сложно учить детей, даже если они поступают на бюджет… В письме сельчанка рассказала и о своем муже, считающемся в местном хозяйстве, КСУПе «Малиновка-Агро», лучшим сварщиком. Он получает в среднем 1 миллион 700 тысяч рублей в месяц. И если суммировать две зарплаты, у супругов даже на двоих никак не получается в эквиваленте 500 долларов. Я решила выехать в Ново-Борщевку, вникнуть в тамошнее житье-бытье...

В каждом хозяйстве, и в лоевском КСУП «Малиновка» в том числе, есть сельчане, которые зарабатывают по-разному. И каждый сам делает свой выбор...

В РЕДАКЦИЮ «БН» пришло письмо от Татьяны КИСЕЛЕВОЙ из деревни Ново-Борщевка Лоевского района. Читательница написала о том, как непросто выживать в деревне на зарплату, как сложно учить детей, даже если они поступают на бюджет… В письме сельчанка рассказала и о своем муже, считающемся в местном хозяйстве, КСУПе «Малиновка-Агро», лучшим сварщиком. Он получает в среднем 1 миллион 700 тысяч рублей в месяц. И если суммировать две зарплаты, у супругов даже на двоих никак не получается в эквиваленте 500 долларов. Я решила выехать в Ново-Борщевку, вникнуть в тамошнее житье-бытье...

...И 200 процентов премии сварщику

Первым делом отправилась в контору КСУП «Малиновка-Агро». Чтобы выяснить — неужели у сварщика, на котором, как пишет его жена, «держится весь машинно-тракторный парк», зарплата ниже 200 долларов в месяц? Может, горе-сварщик, подумалось мне?

Однако директор сельхозпредприятия Василий Глезов охарактеризовал Игоря Киселева положительно.

— Хороший сварщик, непьющий, — пояснил руководитель хозяйства. — Только он на одном месте долго не задерживается. Киселев у нас много где работал: то его требования не устраивают, то зарплата, то условия…

— В гараже сельхозпредприятия работают два сварщика, — дополняет директора главный экономист хозяйства Ольга Выгляд. — У них повременная оплата труда: сколько часов отработал, столько и получил. Зимой у сварщиков работы мало, а зарплата все равно начисляется за семичасовой рабочий день. Оставить одного специалиста мы не можем, так как впереди посевная, потом уборочная, да и в отпуск сварщика как отправить, если он будет один? Руководство заинтересовано, чтобы люди были обеспечены работой и больше получали. С Киселевым заключили контракт с соглашением, по которому будем дополнительно начислять 200 процентов премии «за особый характер и сложность работы».

К слову, есть в КСУП «Малиновка-Агро» работники, которые на самом деле получают в эквиваленте 500 долларов и даже выше. Так, зарплата одного из лучших механизаторов хозяйства за 2012 год составила 67 миллионов рублей, а это примерно в среднем 5,6 миллиона рублей в месяц. Конечно, летом работы много, а потому основной заработок приходится на летний период, зимой, конечно, меньше.

Хорошо зарабатывают в хозяйстве доярки и животноводы, у которых стабильные надои молока и привесы КРС. Такие ежемесячно получают все те же 500 долларов в эквиваленте.

— Вообще, в нашем хозяйстве кто хочет хорошо заработать — зарабатывает! — говорит директор сельхозпредприятия Василий Глезов. — Кстати, на ферме в Ново-Борщевке не хватает доярок, возим из Малиновки.

Семейная «бухгалтерия» Киселевых

Татьяна Киселева работает на половине ставки заведующей Ново-Борщевским сельским клубом и здесь же на половине ставки уборщицей, за что получает в общей сложности 1,5 миллиона рублей. Плюс зарплата мужа-сварщика, которая, как мы помним, не дотягивает до двух миллионов. Живет семья в колхозном доме 21 год, но из заработанных денег никак не получается отложить на ремонт.

Односельчане о семье Киселевых слова плохого не скажут. Трудолюбивые, отзывчивые, воспитывают двоих детей: старший сын учится на третьем курсе Витебского медуниверситета, дочь — девятиклассница.

— Хорошо, что еще не надо платить за учебу, «на бюджет» сам поступил, — с гордостью говорит Татьяна Киселева. — Но все равно трудно. Надо парня и одеть, и продуктов собрать, и денег на дорогу дать…

Поэтому каждое лето Киселевы — то в огороде, то в лесу. Стараются собрать грибов да ягод — так можно хоть немного подзаработать.

— За счет леса в прошлом году сына и одели, — вспоминает Татьяна Васильевна. — Но это тоже нелегкий и, я бы сказала, небезопасный труд. Помню, пошли с дочкой в лес за грибами, и вдруг прямо на нас выскочил дикий кабан... Сначала была мысль бежать, но куда?.. За мной ведь была дочь… Слава Богу, все обошлось, кабан медленно ушел прочь...

Семья Киселевых и свой огород обрабатывает летом, и подсобное хозяйство держит. Есть корова, теленок, лошадь, свиньи, куры. «Прибились» к ним собаки и коты, которых тоже жалко было оставить на улице… А однажды морозным осенним утром наткнулся Игорь Викторович на двух аистов. Видать, не успели улететь. Так и остались они жить у Киселевых.

— Аисты у нас больше на печке сидят, греются, — смеется Татьяна Киселева. — Покупаю им мойву, хлеб едят, на мясо денег особо нет. Ждем весны, чтобы поскорее выпустить птиц на волю.

С карточками – головная боль

Татьяна Киселева — человек активный, старается и сельский Дом культуры держать в порядке, и домашняя работа у нее ладится, и людям помогает... С чем обращаются? Недавно у местных сельчан появилась одна небольшая, но серьезная проблема. Сейчас все хозяйства перечисляют заработную плату на пластиковые карточки. По ним сельчане покупают продукты в магазине, а вот лекарства или плата за коммунальные услуги — это, пожалуйста, на почте, за наличные. Едет Татьяна Васильевна в Лоев, так ей соседи несут свои карточки, чтобы или просто деньги сняла, или лекарства купила.

— Стою у банкомата. Люди позади меня ругаются: мол, со всей деревни карточки собрала, — с грустью говорит Татьяна Васильевна. — А что делать, если до города автобусы ходят три раза в неделю? Да и недешевы билеты… Был автобус еще в пятницу, но его отменили. Другой раз в больницу надо, так не на чем доехать. А насчет карточек… Многие жители Ново-Борщевки хотят отказаться от них когда закончится срок действия. Лучше получать по ведомости наличные, чем ездить специально в город, чтобы снять деньги.

Так и живет деревня Ново-Борщевка…

— Хочется жить лучше, — рассуждает Татьяна Киселева. — Но как? С нашими зарплатами сложно. Получит муж заработок, я думаю: то ли ему брюки купить, чтобы на работу ходить, то ли дочке платье в школу обновить? А может, обои в коридоре поменять? Увы, на огородах, выращивая свою картошку и огурцы, — не шибко разбогатеем! Для себя, конечно, хватает, а продавать — дело неблагодарное. Известно, что сельхозпродукция стоит сущие копейки, особенно летом. Да и не навозишься ее в город продавать…

За продуктовые наборы – коллективная ответственность

Чтобы как-то помочь сельчанам материально и добиться соблюдения дисциплины на производстве, высоких результатов, многие хозяйства Гомельской области стали выдавать, кроме зарплаты, еще и натуроплату, а также продуктовые наборы. Не исключение и КСУП «Малиновка-Агро».

— Согласно коллективному договору, во время весеннего сева каждому работнику, занятому на посевной, бесплатно выдаем по 100 килограммов зерна, — рассказали мне в КСУПе. — После уборки зерновых при условии выполнения задания предусмотрена выдача по 500 килограммов зерна комбайнерам и 250 килограммов водителям. Кроме того, в конце года при условии получения валового сбора свыше 3,5 тысячи тонн каждому работнику выдаем по 200 килограммов зерна бесплатно. В колдоговоре предусмотрено также, что каждой семье, работающей в хозяйстве, мы ежегодно выделяем до 1 гектара земли, на которой супруги могут сеять все, что захотят. Помогаем обрабатывать, сеять, убирать — только не ленись, работай! Выдаем бесплатно по два рулона сена, из расчета на одного работающего.

На мой вопрос по поводу продуктовых наборов главный экономист хозяйства заметила:

— Продуктовые наборы будут выдаваться каждому в том случае, если за месяц не будет ни одного нарушения трудовой дисциплины. Это было единогласно принято на общем собрании КСУПа. Прошло два года, но…  Никак не можем добиться, чтобы хоть один месяц прошел без прогулов или запоев. Поэтому из-за отдельных несознательных личностей страдают все. Хорошо, если бы в коллективе отвечали один за всех и все за одного! Надеюсь, что со временем у нас все отладится...

Если школу закроют...

Сельский клуб в Ново-Борщевке — главный центр культурного досуга. Летом, когда съезжаются к бабушкам и дедушкам внуки, на дискотеках многолюдно. Зимой жизнь в деревне как бы замирает. Хотя, утверждает Татьяна Киселева, иногда в клубе проходят концерты художественной самодеятельности с участием творческих коллективов из района, на которые собирается вся деревня.

…Узнав, что к ним приезжает корреспондент «БН», в сельском клубе собрались местные жители. Они-то и рассказали: когда-то Ново-Борщевка была довольно солидной деревней. Около 300 детей ходило в школу, были свой сельсовет, почта, медпункт, библиотека, магазин, даже хор, о чем свидетельствуют пожелтевшие фотографии на стенде в сельском клубе.

После аварии на Чернобыльской АЭС многие побросали свои дома и уехали. Теперь в деревне нет сельсовета, его объединили с Малиновским. Поговаривают, из-за нерентабельности в скором времени закроют почтовое отделение. А со следующего учебного года и местную школу, в которую ходят всего 37 ребятишек. Тут чисто, светло, уютно. Есть большой спортивный зал, просторные классы, Музей боевой и трудовой славы. Детям в школе комфортно и уютно.

— Если школу закроют, в деревне совсем скоро останутся одни пенсионеры, — невесело прикидывает Татьяна Киселева. — У молодых — дети, а им надо где-то учиться. Перспектива подвоза в другие школы не всех устраивает. У нас ведь очень хорошая школа — лучше, чем в той же Малиновке. Может, не стоит торопиться закрывать?..

Невыгодные буренки и неработающие колонки

Когда-то многие жители деревни держали коров — под сотню на село. Теперь в личных подсобных хозяйствах осталось только 16 рогуль.

— Невыгодно нам держать коров, — говорит пенсионерка Екатерина Протасова. — Раньше сдашь молоко — хоть какая копейка-прибавка к пенсии. А сейчас никто молоко не забирает.

А еще, рассказали местные жительницы, зимой заносит снегом дороги, а расчищать в этом сезоне трактор присылали только один раз — и то, когда люди пожаловались. На столбах даже на центральной улице не горят лампочки, а ведь осенью и зимой темнеет рано. Кроме того, не на каждой улице работают колонки.

— После чернобыльской аварии сказали, что из колодцев пить воду нельзя, и по улице Новой провели водопровод, поставили 2 колонки, — вспоминает сельчанка Нина Романова. — А на центральной улице ни водопровода, ни колонок нет, в колодцах же вода такая, что пить невозможно. А потому люди вынуждены ходить на улицу Новую, чтобы водой разжиться. Тяжело носить ведра издалека, особенно зимой…

В день сельсовета проблем не было

Наверняка воспринимать на слово все не стоит. Потому что мир, как известно, делится на оптимистов и пессимистов. И то, что для одних хорошо, для других — плохо. А потому прокомментировать ситуацию я попросила председателя Малиновского сельсовета Григория Мельченко. Выслушав все претензии жителей Ново-Борщевки, он искренне удивился:

— 30 января был день сельсовета, — рассказал Григорий Мельченко. — Мы собрали людей в школе, чтобы поговорить о том, что их волнует, выслушать замечания и предложения. Жители Ново-Борщевки подняли единственную проблему: не расчищают дороги после снегопадов. На следующий день пригнали трактор и все дороги убрали. Еще сельчане просили, чтобы не закрывали школу и почтовое отделение. Но эти разговоры пока на уровне слухов, и никакого решения о закрытии объектов нет.

Что же касается колодцев и колонок, то с этим вопросом к нам никто не обращался. Бригада специалистов выезжала в Ново-Борщевку. В прошлом году колодцы чистили, и с тех пор жалоб по этому вопросу не было. Если надо, мы снова вызовем санстанцию, чтобы исследовали пробы воды, и тогда будем решать, что дальше делать. Просят пробить колонку на центральной улице, снег сойдет, земля оттает, займемся этим вопросом.

По поводу лампочек. В темное время суток дороги освещены везде, а в целях экономии электроэнергии с 12 часов ночи до 5 часов утра свет на улицах отключаем. Ну, конечно, повесить лампочку у каждого дома мы не можем.

Что касается приема молока у населения. Молока жители Ново-Борщевки сдавали совсем мало, а потому сюда перестали ездить сборщики. Если хотят сдавать молоко, мы можем договориться, чтобы его принимали на ферме. Просто, чтобы решать проблемы, мы должны о них знать. Ни одной информационной заявки в адрес сельсовета по вышеперечисленным вопросам не было. А от того, что сельчане соберутся вместе да друг другу нажалуются, никому легче не станет.

Наталья ВАКУЛИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter