Ставка сделана. Распишитесь!

С КАЖДЫМ годом растет количество продуктов и услуг, оказываемых банками. Но многие из нас зачастую не в курсе тонкостей депозитного рынка, деталей кредитования, технологий в расчетах. Незнание порядков кредитора или невнимание к малозаметным «мелочам» заключаемого с банком соглашения вызывает гнев недовольных клиентов и жалобы в контролирующие органы. Безупречная кредитная история одинаково важна и для клиента, и для банка. Какие здесь «подводные камни», о которых надо знать потребителю банковских услуг и что предпринимается КГК для упреждения проблем в этой сфере?

Все банковские комиссии по кредитам будут упразднены со вступлением в силу новой редакции Банковского кодекса с 22 января 2013 года. Об этом и о других болевых точках «банковского организма» шла речь на брифинге в Комитете госконтроля Республики Беларусь с участием представителей Национального банка

С КАЖДЫМ годом растет количество продуктов и услуг, оказываемых банками. Но многие из нас зачастую не в курсе тонкостей депозитного рынка, деталей кредитования, технологий в расчетах. Незнание порядков кредитора или невнимание к малозаметным «мелочам» заключаемого с банком соглашения вызывает гнев недовольных клиентов и жалобы в контролирующие органы. Безупречная кредитная история одинаково важна и для клиента, и для банка. Какие здесь «подводные камни», о которых надо знать потребителю банковских услуг и что предпринимается КГК для упреждения проблем в этой сфере?

Комитет госконтроля считает работу с гражданами одним из основных направлений своей деятельности. Формы разные: это и проведение прямых линий, и подключение «горячих» телефонов, и личный прием граждан ответственными работниками КГК, и, конечно, рассмотрение жалоб. Кстати, именно обращения граждан порой указывают на болевые точки «банковского организма».

По словам начальника главного управления контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью Комитета государственного контроля Беларуси Валентина Потаповича, отдельные банки даже в официальных изданиях не информируют вкладчиков о новом размере процентной ставки при ее снижении, что не позволяет клиентам достоверно установить дату вступления в силу таких изменений. Кроме того, по вкладам, на которых размер процентной ставки зависит от ставки рефинансирования, одни банки применяют новый размер ставки через 30 дней, другие — со дня изменения Нацбанком ставки рефинансирования. «Мы уверены, что банки должны придерживаться единого подхода, что и устанавливается Банковским кодексом. В отдельных случаях процентная политика банков по привлечению вкладов может быть расценена как недобросовестная реклама и введение потребителей в заблуждение», — говорит Валентин Константинович. Например, в начале 2012 года один из банков по депозиту сроком на 12 месяцев рекламировал возможность снятия денег уже через 3 месяца без существенной потери процентов. Однако в дальнейшем это финансовое учреждение уменьшало ставку при условии досрочного расторжения договора с 60 процентов до 1/3 ставки рефинансирования Нацбанка (это около 13 проц. годовых). Такими действиями банк, фактически вводя в заблуждение граждан, вынуждал вкладчиков держать деньги в депозите до конца срока с тем, чтобы не потерять доходы.

Банки злоупотребляют односторонним порядком внесения изменений в договоры. Не всегда предоставляют достоверную информацию для включения в кредитные истории граждан. Иногда на практике оказывается, что после погашения кредита могут «всплыть» причитающиеся к уплате суммы. Начальник управления контроля за банковской деятельностью КГК Владимир Волчек пояснил на примере. В мае 2012 года жительница Минска попросила сотрудника одного банка произвести окончательный досрочный расчет за полмесяца до окончания срока кредитного договора. Внесла в кассу соответствующую сумму для зачисления на текущий счет, с которого осуществлялись платежи по кредиту. Однако уже в июне банк уведомил женщину, что у нее просроченная задолженность по кредиту в сумме 2 тысячи рублей. Эту задолженность отразили в ее кредитной истории.

Недоумевающая минчанка обратилась в банк, но там продолжали настаивать на наличии у нее просроченной задолженности. Пришлось вмешаться в ситуацию Комитету госконтроля. После соответствующих разбирательств стало ясно: банк дополнительно неправомерно начислил проценты по кредиту за вторую половину мая, что и явилось причиной образования просроченной задолженности. В данном случае справедливость восторжествовала, и кредитная история дамы не была испорчена.

Немало претензий и к работе сервисных центров банков, информирующих клиентов о финансовом учреждении и оказываемых им услугах. В таких колл-центрах работает, как правило, всего один телефонный номер. Дозвониться по нему до оператора и узнать о причитающихся к уплате суммах платежей по кредиту, процентных ставках по депозитам, операциях с банковскими пластиковыми карточками практически невозможно. По закону банк просто обязан раскрыть перед вами все свои карты. В том числе — полную процентную ставку.

Увы, многие клиенты, увидев рекламу о кредите, скажем, под 28 процентов годовых, теряют от счастья голову и бегут в банк получать деньги. А на бегу им не мешало бы подумать, что банк не может давать деньги в пользование дешевле, чем покупает их у Нацбанка. То есть никаких 28 процентов при ставках на межбанке выше 40 быть не может. К сожалению, нередко мы, потребители, часто так торопимся получить деньги, что все важные вопросы отходят на второй план. О том, какая на самом деле ставка по кредиту, вспоминаем только тогда, когда приходит время платить по счетам.

С 22 января вступает в силу новая редакция Банковского кодекса, где устанавливается, что банк обязан ознакомить заемщика с документом, в котором прописана полная процентная ставка, под роспись. Если документа с указанием ППС с вашей росписью у банка нет — это реальный повод отстаивать свои права, в том числе и в судебном порядке.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?