Народная газета

Ставка на развитие

Правительство внесет предложения по совершенствованию механизмов налогообложения

Об этом заместитель Главы Администрации Президента Валерий Мицкевич заявил на днях Национальному правовому интернет-порталу. Чуть ранее Министерство антимонопольного регулирования и торговли направило Президенту проект указа об упрощении ведения бизнеса в малых городах и на селе. Если документ будет подписан, он позволит открыть магазин или кафе за одну базовую в год — и никаких других налогов. Но звучат и вовсе смелые идеи: снизить “налоговый пресс” повсеместно. Немало таких предложений, в частности, выявляется в ходе идущего в эти дни общественного обсуждения документов о раскрепощении предпринимательства. Как к подобному относятся эксперты от экономики?

delasuper.ru

НАЛОГИ ЗА КАДРОМ

Ярослав Романчук, экономист, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса

В проекте Декрета Президента “О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу” налоговой проблематике уделено очень мало места. В пункте 7.1. предусмотрен мораторий на введение новых налогов, сборов (пошлин), повышение налоговых ставок в период с 2018 по 2020 год. Причем указанный мораторий “не распространяется на индексацию налоговых ставок, установленных в белорусских рублях, в целях их адаптации к инфляционным процессам”.

Пункт 10.2. предписывает “в шестимесячный срок внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по снижению налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования в связи с созданием ими новых рабочих мест, осуществлением экономической деятельности на территории малых городских поселений и сельской местности, реинвестированием прибыли в развитие производства, а также по дальнейшему упрощению налогового администрирования”.

Сам по себе мораторий на введение новых налогов — это, конечно, хорошо, но важно рассматривать конкретный контекст. Последние годы наш частный бизнес неизменно называет тяжесть налогового бремени и налоговое администрирование среди пяти самых больших своих проблем. Деловое сообщество на протяжении более 10 лет предлагает системные налоговые реформы, предложения по снижению налоговых ставок и способа налогового администрирования, но в Национальной платформе бизнеса наименьшее число выполненных властями рекомендаций в данной сфере регулирования.

Каждый год предприниматели сталкиваются с неожиданными для себя налоговыми изменениями, которые нельзя учесть при даже годовом планировании инвестиционной и производственной деятельности. Даже на этапе обсуждения проекта декрета Правительство рассматривает введение де-факто еще одного налога, который называется “страховой взнос от безработицы” в размере 0,25 процента для нанимателя и наемного работника.

Неприятным сюрпризом для сотен наших компаний стало требование минских властей в начале 2017 года заплатить 5-процентный налог с прибыли коммерческих организаций, которые арендуют помещения, признанные историко-культурной ценностью, за 2016 год. О том, кому такой налог надо платить, по какой методике его рассчитывать, ясности нет. Такого рода практики негативно сказываются на финансовом положении предприятий, особенно если они попадают под штрафы.

Чиновники применили “расширенный перечень критериев, оказывающих непосредственное воздействие на историко-культурные ценности в рамках исполнения Указа Президента от 18.10.2007 № 527 “Аб некаторых пытаннях аховы гiсторыка-культурнай спадчыны”. В результате коммерческие организации-арендаторы вынуждены заплатить, по сути дела, еще один налог “задним числом”, потому что никто ни в 2015-м, ни в 2016-м, ни раньше не предупреждал арендаторов о том, что подобный налог будет к ним относиться. В такой ситуации коммерческие организации не могли спланировать свою деятельность так, чтобы учесть отчисление прибыли в счет данного налога. Среди арендаторов много налогоплательщиков, которые работают по упрощенной системе. У них нет категории “прибыль”. Тем не менее им рекомендовано самостоятельно оценить налоговую базу и заплатить налог. При таком подходе эти организации резко повышают риски совершения ошибки с последующими штрафными санкциями. Важно исключить такого рода практики.

Дискуссии с Минфином вызывает оценка нагрузки по налогу на недвижимость и землю. Правительство настаивает на том, что она нейтральна по отношению к конкурентоспособности коммерческих организаций и не оказывает существенного влияния на их финансовое положение. Бизнес имеет другую точку зрения. Производители товаров и услуг сокращают управленческие расходы, оптимизируют другие составляющие издержек, но налоговая нагрузка на себестоимость продукции предприятий только возрастает, оставляя все меньше и меньше возможностей в конкуренции перед производителями других стран, особенно России.

Такова правда. Не признав ее, мы не улучшим в нашей стране деловой климат. А это означает, что требование Президента о ликвидации всех препятствий для развития предпринимательства выполнено не будет.

СТАБИЛЬНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Валерий Бороденя, заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей

Почему в общественном мнении очень редко можно встретить позитивные отзывы как о налогах, так и о налоговой системе в целом? Во-первых, в обществе не сформировано понимание важности и безальтернативности честной уплаты налогов. Уход от налогов, сокрытие доходов чаще оправдываются общественным мнением, а не осуждаются. Не все понимают, что такое отношение ведет к серьезным рискам, которые реализуются не на уровне каждого конкретного гражданина, а на уровне страны в целом. Это риски потери суверенитета, нестабильности общества. Думаю, что это “болезнь роста”, свойственная молодому государству.

Во-вторых, система налогообложения должна сравниваться с соседними странами и быть на этом фоне конкурентоспособной — чтобы у бизнеса не возникало желания воспользоваться более благополучной ситуацией у соседа и не было перетоков капитала. В нашей стране, я считаю, в этом отношении за последние десять лет проделана огромная работа. Количество налогов снижено, и наша система налогообложения весьма и весьма конкурентоспособна. Это касательно налогообложения юридических лиц — но и физическим лицам грех жаловаться. Плоская 13-процентная шкала — это отнюдь не грабительская ставка. И не прогрессивная шкала, имеющаяся во многих странах.

Сторонники резкого снижения налоговой базы в своих рассуждениях обычно исходят из того, что в таком случае резко повысится эффективность бизнеса. Но сперва стоит присмотреться: а какие факторы обуславливают тот или иной уровень конкурентоспособности нашего бизнеса? Налоги или все же какие-либо другие показатели? Думаю, если мы хотим сделать наш бизнес эффективным, стоит “поискать” в других местах. Например, обратить внимание на управление персоналом, систему мотиваций. Ведь не секрет, что по сей день многие предприятия и компании работают по старым схемам — просто механически нанимают людей. А если не сработали должным образом — увольняют их и набирают новых. Большинство предприятий и фирм не формируют корпоративную культуру, как не предоставляют людям и долгосрочные мотиваторы для развития.

Уменьшение налогов не самый лучший сегодня вариант и по другой причине. Да, НДС сегодня у нас 20 процентов, в России — 18, в Казахстане — еще ниже. Но мы должны понимать, что в нашей стране не сырьевая экономика. И наше государство будет не в состоянии обеспечивать свои социальные обязательства, имея низкие налоги.

На сегодняшний день наша система налогообложения достаточно конкурентоспособна и позволяет предприятиям работать в современной жесткой конкурентной среде. Поэтому делать в налоговой системе какие-либо революционные изменения — в надежде, что через год, два, пять мы получим некие дивиденды, — было бы слишком опрометчивым шагом. Сторонники такой теории, кстати, не представляют расчетов — каким образом снижение налоговых ставок повлияет на доходную часть бюджета через несколько лет. А государство на такой шаг может решиться лишь в том случае, если будет иметь определенные гарантии. Если же никаких гарантий нет — наверное, тогда лучше не трогать систему, которая нормально работает и дает эффект. Кстати, и в бизнес-союзах нашей страны добиваются прежде всего стабильности, а не механического снижения налогов. А система налогов сегодня не является для бизнеса ключевой проблемой. Рискну предположить, что кадровый дефицит сегодня куда более существенная проблема, нежели налоги.

Другое дело, что общая налоговая нагрузка будет снижаться вместе с ростом налоговой культуры, повышением ответственности каждого плательщика, каждого гражданина. Формирование в обществе понимания важности функционирования эффективной фискальной системы позволит отказаться от таких негативных практик, как взимание налогов авансом до начала деятельности, формирование дорогостоящих систем контроля, ежегодный пересмотр всевозможных ставок. И хотя путь повышения такой культуры нелегок и занимает порой десятилетия, мы успешно движемся в этом направлении.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?