Как известно, летом принято готовить не только сани, но и проект бюджета на будущий год. Работа над главным финансовым документом страны, всегда привлекающая внимание широкой общественности, на этот раз вызывает особенный интерес. Причина, как известно, заключается в жестком требовании Президента упростить существующую налоговую систему.
В «черновике» основных направлений бюджетно–налоговой политики–2007 Министерство финансов прописало отмену чрезвычайного налога и отчислений в фонд содействия занятости, а также упрощение исчисления местных целевых сборов и налога с продаж. По мнению начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Александра Козлякова, упрощения позволят облегчить «бухгалтерию» и сэкономить ресурсы предприятий (некоторое представление о возможной экономии дает исследование Международной финансовой корпорации, согласно которому громоздкая система платежей образца 2005 года вынудила малые и средние предприятия потратить на сверхурочную работу бухгалтеров 15 миллионов долларов).
Любопытно, что предложенные Минфином новшества вызвали определенное оживление в бизнес–среде. Так, по мнению экспертов Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, установление единой ставки налога с продаж в размере 10 процентов (на настоящий момент действует дифференциация от 5 до 15 процентов), безусловно, обеспечит простоту исчисления, однако «может привести к значительному перераспределению товарных потоков в пользу рынков». По мнению специалистов союза, потребители потянутся из магазинов к «индивидуалам», уплачивающим единый налог. Кроме того, введение единой ставки может привести к росту инфляции. Ведь отечественные потребительские товары, которые заполняют розничную сеть на 80 процентов, в основном облагаются 5–процентным налогом. Унификация с импортом, облагающимся по 15–процентной ставке, может повысить цены на 3 — 4 процента.
Кроме того, союз предпринимателей, положительно оценивая отмену местных целевых сборов (3 процента от прибыли, остающейся после налогообложения), выступает против повышения налога на прибыль с 24 до 26 процентов. Это мотивируется тем, что в России он составляет 24 процента, а в Украине — 25. Более высокий, чем у соседей, уровень налогообложения может снизить инвестиционную привлекательность страны.
Свои замечания Минский столичный союз предпринимателей направил в Совет Министров. Как рассказал мне член межведомственной рабочей группы по проекту основных направлений бюджетно–налоговой политики директор Института экономики НАН Петр Никитенко, сейчас «группа рассматривает различные варианты и анализирует поступающие предложения. До конца этого месяца проект должен быть согласован и представлен в Администрацию Президента».
Ставка на простоту
Как известно, летом принято готовить не только сани, но и проект бюджета на будущий год. Работа над главным финансовым документом страны, всегда привлекающая внимание широкой общественности, на этот раз вызывает особенный интерес...