Ставка на черное

Как жена "похоронила" живого мужа

Как жена "похоронила" живого мужа


Очень страшно, когда ты есть и одновременно тебя нет. Жить, как обычно, и... быть вынужденным доказывать окружающим, что ты не мертвец. Именно в такой ситуации побывал могилевчанин Эдуард Вишняускас. Причем в умершие его записали не по чьей-то преступной халатности, а по... настоянию бывшей жены и сына. В течение многих лет мошенники хладнокровно претворяли в жизнь свой отвратительный план: признать близкого человека, все эти годы живущего поблизости, сначала безвестно отсутствующим, затем - умершим. Им удалось ввести в заблуждение милиционеров, судей, нотариуса, работников ЗАГСа.


Жила обычная семья


Участники этой истории - не пьяницы и не скандалисты. Напротив, весьма уважаемые люди. Несмотря на то что суд состоялся и приговор вступил в законную силу, их фамилия и имена изменены.


...Кадровый офицер Эдуард Вишняускас, уроженец Литвы, переехал с семьей - женой, сыном и дочерью - в Могилев из Минска. Вышел в отставку в звании полковника, пару лет преподавал в местном вузе. Еще по окончании службы трехкомнатная квартира по проспекту Пушкина в областном центре была передана отставнику безвозмездно. Из-за нее все и началось.


Дети окончили вузы, обзавелись семьями, покинули родительский дом. Возможно, их отцу с матерью стало просто скучно вдвоем, между представителями старшего поколения семьи вдруг начались ссоры, обиды, выяснения отношений. И бравый полковник, однажды устав от домашних разборок, развелся, женился на другой.


С бывшей супругой поступил благородно - жилплощадь делить не стал, сказав: "Пусть все будет тебе, все равно потом детям останется".


Но то ли не простив измены, то ли не поверив в бескорыстие Вишняускаса, Тамара Михайловна задумала недоброе, настроив против отца и сына Кирилла. А вдруг новая жена потребует раздела, испугались заговорщики. Надо что-то предпринимать!


Дочь Ларису мать в свои планы не посвящала, потому что та была не ее поля ягодой.


Найти человека


Однажды в Октябрьский РОВД Могилева пришла расстроенная посетительница в возрасте. Ее заботливо поддерживал под руку молодой человек, как позже выяснилось, сын. Оба слезно просили разыскать мужа и отца - дескать, уехал и теперь ни звонков, ни писем.


В своем горе Тамара Михайловна была убедительной, и милиционеры не заподозрили подвоха. Человек обращается за помощью, в чем его подозревать?


Правда, для проформы сотрудники РОВД все же поинтересовались в ЗАГСе, состоят ли супруги в браке или разведены. Правда, отчество полковника безутешная жена продиктовала не слишком внятно, в запрос вкралась ошибка, и поэтому был получен ответ, что такой человек с женой не разводился.


Потом направлялись запросы во все инстанции. Давались объявления в газетах, но и на них никто не откликнулся. Видимо, поиски велись не слишком тщательно, раз человека, не покидавшего Могилева, так и не нашли. Через несколько лет претензии по этому поводу высказывали коллегам уже следователи...


Но тогда Тамаре Михайловне удалось получить справку, что розыски не увенчались успехом. В общем, сначала суд признал живого и здравствующего полковника безвестно отсутствующим, а по истечении положенного срока, трех лет, - умершим.


Квартирный вопрос


Недрогнувшей рукой Тамара Михайловна получила в ЗАГСе свидетельство о смерти, через полгода вместе с сыном вступила в наследство. Продала трехкомнатную квартиру, купила "двушку" на той же лестничной площадке.


Занялась устройством личной жизни, а чтобы окончательно усыпить совесть Кирилла, записала на него новую жилплощадь с условием, что сын будет ухаживать за ней до конца ее жизни.


Вот мысль о Ларисе не давала матери покоя. Признаться в своем омерзительном поступке дочери она не могла - чувствовала, что та не поймет. Но ведь когда-нибудь дочь придет навестить родительницу и все откроется...


Она позвонила Ларисе, договорилась о встрече в кафе, сказала, что разменяла квартиру, предложила ей часть денег и дачу. Дочь спросила: "Что достанется отцу?" "Ничего", - злобно бросила мать и выбежала из кафе. В тот же день Лариса все рассказала "умершему" полковнику.


Ни живой, ни мертвый


Он пришел в милицию, чтобы восстановиться в правах живого человека. Выяснилось, что все эти годы Вишняускас продолжал получать пенсию. Ведь в ЗАГСе заговорщики скрыли, что "умерший" - бывший военнослужащий, поэтому документы о его смерти направили не в военкомат, а в собес.


На очной ставке вдруг выяснилось, что не только Лариса, но и Кирилл не раз встречался с отцом после его "смерти", ездил с полковником в Прибалтику на похороны своей тети. От обиды на глазах отставника навернулись слезы, сын же сидел ко всему безучастный.


Их судил тот же суд Октябрьского района, который из-за излишней скрытности мошенников когда-то признал полковника умершим. Выяснилось, что ни в одной из инстанций о существовании Ларисы даже не упоминалось. Когда Тамару Михайловну спросили, почему, поделив наследство живого человека, она оставила ни с чем собственную дочь, та цинично ответила, что не делила наследство, а решала квартирный вопрос.


Тогда судья поинтересовался, отчего, считая мужа умершим, "вдова" не перешла на его более высокую пенсию военнослужащего. Оказалось, Тамара Михайловна просто "не знала своих "вдовьих" прав".


Мошенники так и не признали свою вину. "Мы - люди маленькие, - пожимали плечами. - У нас есть решения суда, справка из милиции. Ошибочка вышла".


Опросив многочисленных свидетелей, суд сумел доказать, что все изначально строилось на обмане. Из-за этого ошибочные решения, как по цепочке, принимали различные государственные инстанции.


Был вынесен приговор: обоим по 3 года лишения свободы с конфискацией половины имущества. Сыну - с отбыванием наказания в колонии усиленного режима, матери - общего.


Кстати, в этой истории могла быть и еще одна потерпевшая - девушка, купившая полковничью квартиру. При желании человек, восстановленный в правах, мог забрать жилплощадь обратно. Но отставник оказался человеком благородным: решил, что в делах семейных разберется сам, и все оставил как есть.


Точки над "i" расставлены. Вроде бы частный случай, "бытовуха". Все и так давно знают, что людей испортил квартирный вопрос. Но не до такой же степени!


Компетентное мнение


Анатолий Морозов, начальник отдела расследования преступлений в сфере экономики и финансово-кредитной системы следственного управления предварительного расследования УВД Могилевской области:


- Владельцы недвижимости часто становятся жертвами преступников. Чтобы завладеть чужими квартирами, "черные риэлтеры" нередко спаивают их хозяев, заставляют переписывать недвижимость на себя, покупая беднягам взамен жалкие лачуги в сельской местности. В Могилеве, к примеру, таким образом действовала преступная группировка москвичей. И все же это посторонние для потерпевших люди. А чтобы родные действовали столь изощренно, с таким цинизмом, как в случае с отставным полковником, в моей практике встречается впервые. Не слышал ничего подобного и от коллег. Между своими обычно, пусть и с оскорблениями, скандалами, такие вопросы решаются в порядке гражданского судопроизводства.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter