Александр Лукашенко провел встречу с Президентом Молдовы Николаем Тимофти

Ставка на большие дела

Между Минском и Кишиневом около тысячи километров. По нынешним меркам почти соседи. Тем более что еще с советских времен между двумя республиками установились добрые отношения. Мы хорошо знакомы с черешней, персиками, абрикосами из Молдовы, полюбили вкус молдавских вин и коньяков. В Молдове прекрасно отзываются о белорусской технике. Искренние доверительные отношения сложились между нашими странами и на политическом уровне. Поэтому Александр Лукашенко вчера по–особенному тепло встречал Президента Молдовы Николая Тимофти, прибывшего в нашу страну с официальным визитом. Даже после того как оркестр закончил играть гимны двух стран и торжественно отчеканили шаг военнослужащие роты почетного караула, президенты не спешили переходить к деловой части и, наверное, еще с минуту, находясь на улице, дружелюбно о чем–то беседовали друг с другом.



А вот официальные переговоры молдавский гость начал на своем языке. И журналисты, тяжело вздохнув, уже приготовились слушать переводчика, что сулило затяжную встречу. Но Николай Тимофти и сам понял, что бессмысленно тратить время на перевод. Слишком насыщенна программа визита, и разумнее общаться на одном языке. То есть принцип «время — деньги» в данном случае сработал на все сто.

На переговорах в узком составе стороны выразили взаимную заинтересованность в укреплении экономического партнерства. База для этого есть. Только представьте: страна с населением 3,5 миллиона человек является четвертым в СНГ торгово–экономическим партнером Беларуси (после России, Украины и Казахстана). А впервые достигнутый товарооборот в 400 миллионов долларов удивил даже Александра Лукашенко. Тем не менее у обеих стран есть резервы для увеличения объемов взаимной торговли. Препятствием здесь не может стать даже ориентация Молдовы на Евросоюз и евроинтеграцию, уверен Александр Лукашенко:

— Мы не политизируем факт подписания Молдовой соглашения об ассоциации с ЕС и воспринимаем это как данность. Никогда такого не было, чтобы это было против Беларуси. Мы это очень ценим. Вы можете быть уверены, что мы никогда Молдове ничего плохого не делали и не сделаем.



У Николая Тимофти и впрямь нет поводов в этом усомниться. Он теперь имел все основания сказать, что такие двусторонние отношения, как с Беларусью, он желает выстраивать со всеми. Он так и сказал, а затем добавил:

— Будущее стран Европы и мира находится в наших руках.

Он, конечно, имел в виду, что в руках всех политических лидеров этих стран. Хотя это уточнение было уже ни к чему. Иногда могло показаться, что оба президента и без слов прекрасно понимают друг друга. Такое понимание дорогого стоит, учитывая, что и Беларусь, и Молдова имеют определенные обязательства перед партнерами по интеграционным объединениям. Значит, надо думать, как использовать преимущества разнонаправленной интеграции и минимизировать риски для двусторонней торговли. Самый логичный путь Александр Лукашенко видит в создании совместных производств с выходом на рынки третьих стран, включая страны Евросоюза и Евразийского экономического союза. Другими словами, наши страны могут и должны стать своеобразным мостом между двумя интеграционными структурами.

Первые шаги к производственной кооперации уже сделаны. В Молдове сегодня производятся белорусские троллейбусы и тракторы. На очереди сборка автобусов МАЗ. Есть заинтересованность в организации совместной переработки молдавской плодоовощной продукции в Беларуси. С учетом развитой промышленной и логистической инфраструктуры наша страна может стать площадкой для переработки, хранения и продвижения молдавских товаров на рынок Евразийского экономического союза. Принимаются любые предложения. При этом Александр Лукашенко выдвигает только одно условие:

— Главное, чтобы эта продукция была качественной и предприниматели шли к нам с открытым сердцем и душой. Никаких взяток и поборов! Победил в тендере — все будет честно и справедливо.

Вообще, перспективных проектов немало. В экономическом плане Молдова пока значительно отстает от своих соседей. ВВП на душу населения в стране — немногим более 2 тысяч долларов. Наша страна готова делиться своими наработками и опытом в сфере промышленности, строительства, сельского хозяйства. К примеру, в Молдове предстоит реконструировать почти 10 тысяч километров автодорог. Белорусские специалисты готовы подключиться к строительству кольцевой дороги вокруг Кишинева. На старте и модернизация железнодорожной отрасли. И здесь весьма кстати придутся комфортабельные электропоезда, выпускаемые компанией «Штадлер» под Минском. Белорусская нефтяная компания планирует организовать в Молдове совместную оптовую и розничную сети по реализации белорусских нефтепродуктов.

Но основной источник дохода для молдаван все же сельское хозяйство. Как и у нас, в Молдове нет месторождений минеральных ресурсов. Поэтому приходится сполна использовать то, что дала природа: плодородные земли и мягкий климат. В стране реализуется масштабная Национальная стратегия развития сельского хозяйства на 2014 — 2020 годы. Она, в частности, предполагает модернизацию молочно–товарных комплексов. За опытом молдавские специалисты приедут к нам.

Крепнут контакты и в гуманитарной сфере. Осенью этого года в Молдове пройдут Дни культуры Беларуси. А через год ждем с ответным визитом молдавских друзей.

По итогам переговоров в Минске подписан весомый пакет документов по вопросам сотрудничества и обмена правовой информацией, взаимодействию в сфере промышленности и межрегиональных связей.

konon@sb.by

Советская Белоруссия № 134 (24764). Пятница, 17 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter