Вывести из-под угрозы
Прежний Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» уже не позволял быстро и эффективно реагировать на поствыборные события, когда через телеграм-каналы звучали призывы идти разбираться с семьями тех, кто стоит на страже закона. И речь не только о судьях и представителях правоохранительных органов, но и о людях, которые не имеют никакого отношения к силовым структурам. Угрожать, шантажировать и запугивать стали также учителей, артистов, журналистов, врачей. Теперь по закону они вместе со своими родственниками и близкими также могут рассчитывать на защиту государства: от смены места жительства и работы до изменения внешности. Это является общемировой практикой.Как сказал первый замминистра внутренних дел Беларуси — начальник милиции общественной безопасности Юрий Назаренко, вносимые изменения позволят государству применять меры безопасности, обеспечить правовую и социальную защиту, включая материальную компенсацию, не только в отношении государственных служащих, но и любого гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье или имущество.
С учетом мировой практики
Александр Лукашенко подписал также Закон «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь». Это ряд правовых актов, которые обуславливают работу органов внутренних дел, а также касаются деятельности других силовых структур, в том числе пограничной службы, Комитета государственной безопасности.Как отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков, закон ориентирован на обеспечение внутренней безопасности в Беларуси: как личности, так и в целом государства. Именно события 2020 года обусловили принятие этого документа.
В парламентской деятельности существует такое понятие, как «правоприменительная практика». В течение определенного времени изучается действие того или иного юридического акта, и если появляются какие-то обстоятельства, то вносятся изменения, корректируются и совершенствуются отдельные положения. Определенными правами наделяются органы внутренних дел. Ведь им нередко приходится действовать в достаточно непростых условиях, когда отдельные политические группы стремятся организовывать массовые мероприятия, которые не разрешены местными властями, идти на конфронтацию с органами, обеспечивающими безопасность. Поэтому, как сказал Сергей Рачков, были рассмотрены все те ниши и пробелы в законотворчестве, чтобы заполнить эти белые места. Также изучалась международная практика, в частности США и отдельных стран Европейского союза.
Как отметил сенатор, в целом наши законы очень либеральные, мягкие. Но теперь органы внутренних дел смогут реагировать в соответствии с возникающими ситуациями, когда необходимо обеспечивать безопасность граждан, которые не только участвуют в каких-то мероприятиях, но и находятся рядом. В Европе, например, если снять защитный шлем у представителя правоохранительных органов, минимум 45 тысяч евро штрафа будут обеспечены. У нас пока таких штрафов нет — эта ремарка действительно демонстрирует, что новый закон в первую очередь направлен на обеспечение безопасности и физической защиты личности.
Нужно извлекать уроки
По сути, в правовом поле проведена модернизация возможностей правоохранителей в конкретных ситуациях: личный досмотр теперь возможен и при задержании, конкретизируются пределы применения физической силы, оружия, боевой и спецтехники, у правоохранителей есть право применять боевую и специальную технику при пресечении массовых беспорядков. Сотрудники милиции сейчас могут в определенных случаях запрещать использование видеозаписи, кино- и фотосъемки.Все это сложно назвать только белорусской новацией — каждая страна выстраивает свою систему защиты государственности. Причем те, кто в полной мере познал «прелести» «цветных революций», очень часто выступают в качестве самых активных сторонников законотворческих инициатив. Модернизация и совершенствование правовой основы — постоянный процесс. Извлекать уроки из своих и чужих драматичных событий необходимо, ведь каждому преступному действию должно быть противопоставлено достойное противодействие. И это тоже закон.
Защитный механизм
Жанна Чернявская, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
— Как это работает? Все очень просто. Необходимо основание — заявление данного лица либо председателя суда, обращение председателя суда или того руководителя госоргана, в котором работает или служит лицо, в отношении которого поступает угроза. Сотрудники органов внутренних дел определяют степень этой угрозы и степень оказания государственной защиты.
Дополнительных условий не предусмотрено
Иван Мамайко, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
— Я хочу сразу же подчеркнуть, что никаких дополнительных условий для применения, использования физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия не предусмотрено. Они остались теми, которые были в действующих законопроектах. Сотрудник должен четко понимать, когда он может применить оружие, а когда этого делать не надо. Иногда излишние раздумья приводят к риску как в отношении него, так и граждан, на защиту которых направлены действия.
shamko@sb.by