Как сельхозпредприятия развивают свои фирменные магазины и почему не все стремятся в столицу

Ставка больше, чем спрос

Что мешает фирменным сетям сельхозпроизводителей выйти за пределы своих регионов и освоить столичный рынок

За мясом — в Обухово, молоком, хлебом, ароматными булочками — в Вертелишки, там же можно присмотреть сувениры к Новому году. В Квасовке закупим квашеную капусту, соленые хрустящие огурчики и прочую кулинарию...

Фирменный магазин ПК имени В.И. КРЕМКО Гродненского района.

Допускаю, что именно так выглядит примерный список покупок многих жителей Гродненского района. Знаю наверняка, что за продукцией, которую производят и реализуют в фирменных магазинах местные СПК, приезжают также из Гродно и других районов области. Предпочтение своим производителям покупатели отдают не только из патриотических настроений. В первую очередь потому, что на фирменных прилавках всегда свежий и отменного качества продукт. За это и голосуют рублем, не ленятся проехать лишние километры. Примеры успешного развития сельхозпредприятиями фирменных сетей есть в каждой области страны. Журналист «СГ» узнала, что в них продают, по какой цене и почему не все сельхозпроизводители приходят со своей продукцией в столицу.

В какое бы время дня ни оказался в фирменном магазине ПК имени В.И. Кремко в деревне Квасовка Гродненского района, там всегда будут покупатели. Очередь движется быстро: продавцы знают толк в своем деле. Рекомендации дельные, расчет быстрый. Заметно, что, приехав за одним товаром, люди, соблазнившись деликатесами собственного производства предприятия, покупают и их тоже. Что берут? Салаты из свежей зелени, котлеты по-киевски, колбаски по-домашнему, ароматный шашлык, соки по технологии прямого отжима. Переработкой продукции в хозяйстве занялись в начале 90-х годов, и сегодня под маркой «Квасовский» в Гродно и районе работают пять торговых точек.

— Весь ассортимент продаем без торговых накруток. Например, мясо на кости отдаем по 5 рублей 99 копеек, тогда как в других магазинах оно 6 рублей 38 копеек, — поясняет начальник отдела снабжения и сбыта ПК имени В.И. Кремко Кирилл Афанасьев.

Бренд — это значит все самое лучшее, подчеркивают и в СПК «Прогресс-Вертелишки». Причем реализует хозяйство не только продукты, но и керамику, кованые изделия, уникальные меховые изделия. Торговые объекты предприятия есть во всех микрорайонах Гродно.

— Продукция пользуется спросом, а мощности позволяют его удовлетворять. За последние пять лет открыли 10 точек на мини-рынках Гродно, где реализуем продукцию собственного производства. Ежемесячно продаем более 65 тонн пакетированного молока, 62 — мяса птицы и полуфабрикатов, 35 — хлебобулочных изделий, 20 — цыплят-бройлеров, 10 — изделий копчено-вареных из мяса птицы, 7 — муки и около 30 тонн яблок. В сезон хорошо расходятся ягоды: за лето продали больше 13 тонн клубники и голубики, — рассказывает главный специалист по торговле СПК «Прогресс-Вертелишки» Елена Гаврилик.

Собеседники особо подчеркивают: реализация собственной продукции через фирменные сети — рентабельное дело.

В управлении торговли Гродненского облисполкома назвали еще с десяток предприятий, которые успешно реализуют продукцию собственного производства в фирменных сетях в области. Их коллегам из Могилева тоже есть что рассказать. Флагманы по развитию своей торговой сети — агрокомбинаты «Заря», «Восход», ОАО «Рассвет имени П.К. Орловского». На Брестчине тон задает ОАО «Остромечево».

Фирменный магазин агрокомбината «Заря» Могилевского района.

Но мне хотелось бы получить ответ вот на такой вопрос: продукция предприятий широко представлена в областных центрах и прилегающих к хозяйствам агрогородках и селах, а где еще можно купить качественные продукты от наших именитых производителей?

В хозяйствах, которым адресовала вопрос, ответили: приобрести практически все, что производят, можно в розничной сети. Поклонники натуральной продукции узнают фирменные колбасы, соки. Овощи, мясо, квашения и соленья тоже уходят в розницу. Но на ценнике не указано, что товар, например, произведен в «Заре». Так что те, кто хотел бы видеть только его на своем столе каждый день, вынуждены возвращаться в фирменные точки.

А как насчет собственной торговли за границами области? На предприятиях дают понять: развитие фирменной торговой сети только ради развития никому не нужно, главное ведь реализовать продукцию. Но при этом у многих есть желание выйти за пределы области и открыть магазины, например, в Минске. Что же мешает?

Здесь производители солидарны: содержать торговый объект на значительном расстоянии от производства им пока невыгодно. Проще отдать продукцию оптом на реализацию в крупные торговые сети. Цепочка «производитель — оптовый покупатель» позволяет первому сразу получить деньги. А торговля «на удаленке» чревата издержками. В первую очередь транспортными: продукция каждый день должна быть свежая. Еще надо содержать магазин, платить за аренду и зарплату продавцу, организовать хранение, возмещать расходы на содержание холодильного оборудования. Да и вопрос контроля за работой павильона для многих тоже остается открытым.

— Фирменные магазины, открытые в областях, — прибыльные объекты, — уверяют производители. — Но говорить о создании торговых точек за их пределами пока рано. Недостаточно объемов производимой продукции. Все расходится на местах.

Фирменный магазин агрокомбината «Южный» Гомельского района.

В Минске выгодно реализовывать товар только предприятиям из Минской области, бытует мнение среди региональных сельхозпроизводителей. Да и то открывать они могут лишь небольшие торговые точки.

Представление только отчасти верное. В области действительно есть крупные производители, реализующие собственную продукцию в фирменных сетях, в том числе в столице, — агрокомбинаты «Снов», «Ждановичи», «Дзержинский». Последний, например, лидер по наличию магазинов в Минске — их более 10, есть павильоны на «Комаровке». Столь широкое присутствие объясняют не только удобной логистикой, но и значительными объемами — свыше 20 процентов выпускаемой в стране продукции из мяса птицы производят именно на этом предприятии. В этом случае фирменная сеть — хорошая возможность быстрее распродавать товар.

Оказалось, в столице комфортно чувствуют себя не только фирменные сети производителей области. Ежедневно более чем 200-километ­ровое расстояние от Шклова до Минска преодолевают машины ОАО «Александрийское». Всего в фирменной сети хозяйства 25 торговых объектов в Могилевской, Минской и Витебской областях. Вскоре откроется очередная торговая точка: 26-я в сети и третья в Минске.

— Все они разноформатные, площадью от 12 до 240 квадратных метров: магазины у дома, крупные павильоны, места на рынках. Реализуем мясо, мясные полуфабрикаты, колбасы, яйца, яблоки, вешенки, — комментирует директор «Александрийского-Бел» Татьяна Симончик.

А как же накладные расходы, интересуюсь. Транспортные расходы компенсируют оптовой продажей: везут не только в свои магазины, но и крупным сетевикам, поставляют продукцию в учебные и социальные учреждения, объекты питания.

— Важно не только открыть новый объект, — подчеркивает директор, — но и поддерживать формат и ассортимент в уже работающих магазинах. Для нас важно быть достойно представленными в своем регионе, в Шклове. Ассортимент здесь разнообразный, продукция свежая, высокого качества, недавно сделали ремонт, установили новое оборудование. Отзывы покупателей положительные. Но конкуренты — розничные сети — наступают на пятки, и это хороший стимул развиваться дальше. Почему редкое предприятие может похвастать разветвленной фирменной сетью? Зависит это в первую очередь от объемов производства. И, конечно, от того, как работает маркетинговая служба. Можно работать только в своем регионе, можно развиваться, знакомить жителей других областей со своей продукцией.

Помеха на этом пути — высокая плата за аренду. Именно ее повышение в свое время стало одной из причин закрытия фирменного магазина «БелМорис» ОАО «Беловежский» в Минске. Прошло несколько лет, а покупатели до сих пор помнят, какую вкусную продукцию и абсолютно недорого здесь продавали. У себя в регионе, кстати, хозяйство — лидер в развитии фирменной торговой сети.

— Наши магазины и торговые точки есть и в Бресте, и в других крупных городах области, агрогородках. Реализуем только фирменную продукцию, ассортимент — более 150 наименований: колбасы, мясные изделия, полуфабрикаты, свинина на кости, охлажденное и замороженное мясо. В Минске нас сейчас можно найти только на Комаровском рынке. Цены ниже, чем в розничных сетях, — рассказывает товаровед ОАО «Беловежский»  Каменецкого района Наталья Шимелюк.

Предприятие активно осваивает Брестскую область, но открыть в Минске, несмотря на значительную удаленность, полноценный магазин все же хотят.

Это как раз тот случай, когда хотеть — не значит мочь. И главное препятствие не транспортная составляющая, а кусачая арендная плата. Платить 20—30 долларов за квадратный метр (а у частного лица это может быть и 60 долларов) для многих слишком дорого, такое могут позволить себе единицы.

Так, может, стоит в этом вопросе поддержать сельхозпроизводителя и снижать для них арендные ставки? В стране немало хозяйств, которые производят качественную продукцию, большинству наверняка недостает именно таких преференций. Производители двумя руками за: льготы пришлись бы кстати, а расширение фирменных сетей сыграло бы на руку в первую очередь покупателям. У них значительно увеличился бы выбор. Фирменная торговля от производителя к тому же составила бы достойную конкуренцию ретейлу сетевому.

В Мингорисполкоме подчеркнули: отечественного производителя стараются всегда поддерживать, а по возможности даже снижают для него арендную ставку. А вот в Минском городском центре недвижимости другая позиция: все участвуют в аукционах на общих основаниях. Льгот для развития бизнеса в этом сегменте для сельхозпредприятий нет.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter