Ставка аренды за красивые глаза

Квартира индивидуальной предпринимательницы Татьяны Соловьевой превратилась в склад бытовой химии. Стиральные порошки, туалетное мыло, освежители воздуха громоздятся пирамидами в комнатах. «А куда мне товар девать?» – грустно пожимает плечами хозяйка, мать троих детей. Накануне «выселили» Татьяну Григорьевну из ее небольшого павильона в центре «Атлантик» на Комаровском рынке. За какие грехи? Предпринимательница и сама не знает. Увы, такой бизнес всецело зависит от арендодателей торговых площадей.
Квартира индивидуальной предпринимательницы Татьяны Соловьевой превратилась в склад бытовой химии. Стиральные порошки, туалетное мыло, освежители воздуха громоздятся пирамидами в комнатах. «А куда мне товар девать?» – грустно пожимает плечами хозяйка, мать троих детей. Накануне «выселили» Татьяну Григорьевну из ее небольшого павильона в центре «Атлантик» на Комаровском рынке. За какие грехи? Предпринимательница и сама не знает. Увы, такой бизнес всецело зависит от арендодателей торговых площадей. Лично меня столичные рынки в последнее время просто удивляют. Прежде всего ценами, которые почему-то все меньше отличаются от магазинных. А то и вообще одинаковые. Ну, нелогично, чтобы флакон шампуня или пачка стирального порошка стоили одинаково по всему городу. Издержки-то торговца-«палаточника» и универмага по идее отличаются на порядок. Предприниматели работают с суперприбылью? Оказалось, нет. Скандалы вокруг столичных рынков начали вспыхивать года два назад. Угодил в СИЗО заместитель директора ярмарки «Динамо» – за мошенничество: взял деньги у частной предпринимательницы. Потом было еще несколько громких уголовных дел. Чужой пример – другим наука. В открытую просить деньги у предпринимателей на рынках перестали, особенно после президентского Указа №148. Перешли на полулегальный способ – заем. Хочешь спокойно работать – одолжи компании-владельцу торгового центра круглую сумму. Лет на 10—20, без процентов. Вроде бы тоже вымогательство, только не подкопаешься: юридически все оформлено грамотно и законно. Мзда за аренду торговых мест долгие годы обременяла индивидуальных предпринимателей. Ставки были и так не маленькие — спасибо, по Указу № 285 они снижены и упорядочены. Несчастных 7—15 квадратных метров торговых павильонов превращаются в целое состояние. А экономика же – это система сообщающихся сосудов. В один капнули воды, уровень поднялся во всех остальных. Так и с нелегальными платежами на рынках. На первый взгляд проблема частная, а на самом деле-то — государственная. Недаром же Президент дал четкое указание: навести порядок. Ибо поборы на рынке не просто коррупция: это, фактически, саботаж в розничной торговле. Сами посудите: «черные» платежи предприниматель не может провести ни по бухгалтерии, ни отнести на расходы, ни представить в налоговые органы… Словом, эти деньги торговцу придется взять либо из собственной чистой прибыли, что равносильно банкротству, либо каким-то образом втихую изъять из оборота: пропустить мимо кассового аппарата, завысить в накладных закупочную цену или вообще реализовать партию товара нелегально, без документов и бухучета… Система поборов подталкивает ИП к нарушениям закона, за которые ни налоговая инспекция, ни другие работники контрольных органов по головке не погладят. Кстати, в итоге сторонние издержки бьют по карману населения: высокую аренду оплачиваем мы, рядовые покупатели. Вот откуда берутся и высокие цены на рынках. Например, Татьяна Соловьева за свою торговую точку в центре «Атлантик» платила 6 долларов за квадратный метр ежедневно. Представляете, в какую сумму в месяц обходилась предпринимательнице аренда небольшого павильончика. Чтобы только эти расходы «отбить», надо около 4 тысяч пачек, например, стирального порошка реализовать. Впрочем, и в такой непростой ситуации Татьяне Григорьевне удавалось достаточно успешно вести бизнес. Конфликт же с администрацией, которая курирует «Атлантик», возник на ровном месте. Закончился срок договора аренды, и женщину попросили освободить помещение. Вроде бы все законно, впоследствии это подтвердил и суд, в который обратилась Татьяна Соловьева. Там ей разъяснили: владельцы центра соблюли все нормы и пункты договора. Кстати, о договорах аренды. Когда «Атлантик» только открылся в 2002 году, его павильоны сдавали сразу на полгода-год. В 2004 году арендную политику пересмотрели и Соловьеву перевели на ежемесячный договор. Причем, по моему мнению, на кабальных условиях: никаких льгот арендатору при продлении, никаких гарантий. В конце каждого месяца администрация может попросить торговца освободить точку. Без объяснения причин: ну, глаза не понравились или это на место нашелся более перспективный клиент. — В такой нестабильной ситуации очень сложно нормально работать, — говорит Татьяна Соловьева. – Не знаешь, что будет завтра. К тому же берешь на реализацию крупные партии товара, с предоставлением отсрочек по платежу или на других льготных условиях, которые необходимо соблюдать, нести ответственность перед поставщиком. А какие гарантии можно давать партнерам, когда в любой момент точку могут закрыть. Всю горькую чашу месячных договоров Татьяна испила до дна. К сожалению, законодательство не устанавливает каких-то минимальных сроков для договоров аренды. Полностью договорные условия. И владельцы торговых площадей совершенно законно могут применять дополнительные условия, в том числе и за рамками официальных договоров… Кстати, в прошлом году займы оформляли некоторые предприниматели и в торговом центре «Атлантик». Указ Президента № 148 прекратил эти одалживания. Но остаются же другие варианты. А отказавшихся от «теневой» дружбы всегда можно спокойно выставить на улицу и найти более сговорчивую кандидатуру. Факты остаются фактами: с торговыми площадями в столице пока дефицит. Единственный выход из несправедливой ситуации – законодательно установить перечень обязательных норм, которые должны соблюдаться при заключении договоров аренды. В том числе и конкретизировать сроки действия договора и механизм его продления. Чтобы у предпринимателей были хотя бы минимальные гарантии, не только обязанности, но и права. Тогда исчезнет почва для злоупотреблений и отношения торговцев и арендодателей полностью перейдут в правовую, легальную плоскость. Конечно, необходимо учесть и интересы владельцев торговых площадей. Им, естественно, не нравится вмешательство государства в коммерческие дела. Но пока это неизбежно. Да, на Западе условия и цены аренды регулируются рыночными механизмами. Но это возможно, когда есть спрос и имеется предложение. А с последним пока проблемы: все-таки в рыночных условиях живем всего 15 лет. Не успела еще развиться инфраструктура до должного уровня. И ярмарки, и торговые центры превратились в монополистов, способных выкачивать суперприбыль и из торговцев, и из покупателей. Значит, баланс интересов необходимо регулировать законодательно, чему и положено начало в Указе № 285. А потом уже здоровая конкуренция расставит все по своим местам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter