На Брестчине втрое увеличилось количество уголовных дел за уклонение от погашения кредиторской задолженности

Статья для банкрота

Проблема неэффективного управления собственностью стара как мир. Мировой финансовый кризис только обострил ее: идет своего рода естественный отбор в сфере предпринимательской деятельности. Выживают сильнейшие. А те, кто послабее, порой ступают на скользкую дорожку. Несмотря на имеющиеся законные возможности для восстановления платежеспособности и выхода из финансового тупика, иные бизнесмены выбирают криминальный путь. Новая тенденция, наблюдаемая в последнее время, — ложное банкротство — тому подтверждение. Вначале — уклонение от погашения кредиторской задолженности, потом — преднамеренное разорение. Очевидно, в решении непростой проблемы с искусственным банкротством предприятий государство делает только первые шаги. Законодательство нуждается в корректировке. Многие моменты будут оговорены в новом законе о банкротстве. Коррективы могут быть внесены и в Уголовный кодекс.

Фото  globalgrind.com

Вину директора пинской фирмы М. будет доказывать суд. А начальник Пинского межрайонного отдела УДФР КГК Валерий Велесницкий не скрывает, что М. некоторое время удавалось играть с законом в кошки–мышки:
Фото  УДФР


— По решению Экономического суда Брестской области общество с ограниченной ответственностью «Д» еще в 2014 году должно было уплатить в пользу минской фирмы 63 миллиона (до деноминации) рублей. Имело возможность, но рассчитываться не стало. 31 августа нынешнего года в отношении М. по этому факту возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты кредиторской задолженности. Второе дело — о ложном банкротстве — как следствие первого. М. намеренно обанкротил свою успешную фирму. Он открывал новые счета. Как только органы принудительного исполнения узнают счет и накладывают арест, он новый открывает. Потом устал и решил, что проще изымать деньги из кассы. Выплатил себе завышенную зарплату, дивиденды, взял авансы на хозяйственные нужды — всего около 47 тысяч деноминированных рублей. Предприятие оказалось в таком положении, что 11 марта 2016 года Экономический суд признал ООО «Д» банкротом и открыл ликвидационное производство.

Несмотря на то что дело о криминальном банкротстве на Брестчине единственное, троекратный рост числа уголовных дел за уклонение от погашения кредиторской задолженности не внушает оптимизма. Начальник отдела управления Департамента финансовых расследований КГК Геннадий Андросюк называет эту тенденцию опасной для бюджета:

— Вымываются оборотные средства у кредиторов. Они поставляют товар, а с ними не рассчитываются. Предприятие не может нормально работать. Сокращает рабочие места, не платит налоги. Как следствие — санация или банкротство. Предприятие нередко гибнет. С ростом неплатежей возрастает нагрузка на бюджет, создается риск неисполнения социальных программ.

Фото  nast-rostov.ru

По результатам первого полугодия задолженность только перед субъектами хозяйствования государственной формы собственности  в Брестской области составляла около 10 миллиардов неденоминированных рублей. В период дознания и следствия 6,3 миллиарда погашены. Как считает Геннадий Андросюк, именно вмешательство УДФР дало результат:

— В суд направлены только несколько уголовных дел, возбужденных за уклонение от погашения кредиторской задолженности. Остальные прекращены, так как фигуранты выполнили свои обязательства.

Вместе с тем Геннадий Андросюк уверен, что многие частные предприятия могут решить свои проблемы без привлечения финансовой милиции — с помощью органов принудительного исполнения:

Фото  arbitupr.ru

— В бизнесе сейчас ком неплатежей. Вместо того чтобы разобраться самостоятельно или с помощью судебных исполнителей, предприниматели пользуются возможностью решения корпоративных вопросов, инициируя проверки партнеров финансовой милицией. Отсюда рост числа уголовных дел за уклонение от уплаты кредиторской задолженности. Сотрудники финансовой милиции отвлекаются от решения более серьезных вопросов. Мы ходатайствуем о внесении в УК изменений в части декриминализации деяний, попадающих под признаки статьи 242–й в том виде, в котором она существует сейчас. Сегодня задолженность в 250 базовых (5.250 рублей) — уже уголовное дело. Мы предлагаем поднять планку «крупного размера» до 2 тысяч базовых.

Цифры

3.094 — таково общее количество дел об экономической несостоятельности в производстве экономических судов страны по состоянию на 1 сентября. В 97 процентах случаев — это дела о банкротстве организаций частной формы собственности. Половина всех банкротов — резиденты Минска и Минской области.

Компетентно

Дарья Жук, управляющий партнер международной юридической фирмы Cobalt в Беларуси:

— В Беларуси криминальное банкротство не получило широкого распространения. Компании, которые заявляют о своем банкротстве, на самом деле имеют сложное финансовое положение. Законодательство о банкротстве и практика его применения постепенно либерализируются. Ранее основной целью была защита должника и недопущение его разорения. Кредиторы зачастую не имели от этих дел ни морального, ни материального удовлетворения. Сейчас делаются шаги, чтобы соблюсти баланс интересов всех сторон. Участились случаи, когда заявления об открытии процедуры банкротства подают сами должники. Антикризисные управляющие стали применять на практике выставление на продажу не только имущества должников, но и дебиторскую задолженность. Управляющих можно понять, ведь их задача — максимально расплатиться с кредиторами. Дебиторская задолженность тоже может быть интересна и вполне ликвидна.

valentinak3@mail.ru

Советская Белоруссия № 193 (25075). Пятница, 7 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter