В Беларуси пересмотрят критерии установления инвалидности

Статус зависит от контекста

В/ стране совершенствуется законодательная база в отношении людей с инвалидностью. В первом чтении принят закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции». Пересматриваются и другие важные нормативно-правовые документы. Одно из грядущих преобразований — пересмотр критериев установления инвалидности. О том, что их собираются изменить, сообщил директор Республиканского научно-практического центра медицинской экспертизы и реабилитации Василий Смычек во время посещения учреждения заместителем Премьер-министра Игорем Петришенко. Подробности узнавала корреспондент «Р».

При определении инвалидности все зависит от медицинского диагноза

Шаги навстречу

Руководитель ведущего учреждения в сфере медэкспертизы рассказал о том, что сейчас готовится новая редакция постановления Минздрава № 97, которое регламентирует процедуру установления групп инвалидности, в том числе критерии, по которым она определяется. 

Василий Смычек

— Мы пересматриваем критерии, — отметил Василий Смычек. — Но ни в коем случае не в сторону ужесточения. Уточняем научные подходы, как можно еще содействовать человеку в плане определения инвалидности. Одновременно пересмотру подвергаются и другие экспертные документы. Например, сегодня ставятся вопросы по допуску к вождению людей с инвалидностью на приспособленных автомобилях. Человек заявляет: не могу ходить, а водить хочу. И мы ему даем такую возможность — снижаем требования, если у него есть минимальные движения в руках и адаптированное для него транспортное средство.

Критериев оценки должно быть больше 

Согласно действующей редакции постановления № 97, существует семь основных критериев, по которым устанавливают инвалидность — это способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, к контролю своего поведения, к обучению и к трудовой деятельности. По мнению заместителя председателя Белорусского общества инвалидов Сергея Дроздовского, критерии правильные, но оценку по каждому из них нужно проводить с учетом инновационного понимания инвалидности, которое прописано в Конвенции по правам инвалидов. 

Сергей ДРОЗДОВСКИЙ
— Инвалидность — это сочетание и взаимозависимость трех факторов — здоровья человека, окружающих его барьеров и участия в жизни, — разъясняет он. — Оценка состояния человека должна проводиться не только исходя из особенностей его здоровья, но и социального контекста, в котором он находится. У нас при экспертизе пока дается оценка сугубо по нарушению здоровья. Барьеры — информационные, физические и другие, а также участие конкретного человека в жизни общества не исследуются. Допустим, две женщины с полной потерей зрения. Диагноз тот же, группа инвалидности одинаковая. Но одна живет в Минске, а вторая — в глубинке на Гомельщине. Но незрячая женщина-минчанка пользуется специальным мобильным приложением и без сопровождения может выходить на улицу: там есть тактильная плитка и другие элементы безбарьерной среды. Она, допустим, может работать на специализированном предприятии «Светоприбор». А незрячая женщина из провинции, которая проживает в частном доме, где колодец в 50 метрах, нуждается в постоянном сопровождении и помощи в бытовых вопросах. О том, чтобы найти работу, и речи не идет — в ее местности трудоустроиться сложно даже здоровому человеку. С точки зрения заболевания у этих женщин одинаковое ограничение жизнедеятельности. Но с учетом социального контекста — разное.

Для более объективной экспертизы, по мнению Сергея Дроздовского, при установлении инвалидности нужно не только расширить количество критериев, но и, соответственно, увеличить число специалистов, задействованных в медицинском освидетельствовании.

Оценка состояния человека должна проводиться не только исходя из особенностей его здоровья, но и социального контекста, в котором он находится.
Фото Александра Кушнера

Сегодня в медико-реабилитационных комиссиях в среднем четыре специалиста медицинского профиля. Законодательством предусмотрена возможность приглашать специалистов из других сфер. Но при этом не прописана процедура взаимодействия этих структур: кто кого должен вызывать, за какое время нужно пригласить специалиста, кто командируется, кто это должен оплачивать. Поэтому случаи, когда для более полного медосвидетельствования в МРЭК инициируется участие представителя общества инвалидов или социального работника, немногочисленны.

— В Германии, чтобы провести одну экспертную оценку, привлекается до 20 специалистов разного профиля, — говорит Сергей Дроздовский. — При таком подходе можно рассчитывать на то, что система экспертизы позволит решать сверхзадачу — вернуть человека к труду, а также определить, до какого момента и в каком объеме нужно ему помогать. Критерием этого должно быть независимое проживание. То есть помогать нужно до той степени, пока человек не станет самостоятельным. 

Человек в центре внимания

Сегодня в Беларуси 575 000 инвалидов. Цифра эта за последние десять лет выросла — тогда было около 500 000. Как считает Василий Смычек, одна из причин — рост заболеваемости и травматизма, в том числе у детей, а также следствие внедрения высоких технологий в здравоохранении. Благодаря сложным кардиохирургическим и нейрохирургическим вмешательствам, трансплантации органов, технологиям выхаживания младенцев тем, кто раньше был обречен, сегодня врачи научились сохранять жизнь. Но для многих продление жизни сопряжено с ограничением функций. 

Одновременно в стране улучшилось качество диагностики различных патологий и качество проведения экспертизы, оформления экспертных документов. 

— Только у нас в стране мы обосновали так называемый синдром социальной компенсации, — приводит пример директор. — Если мы видим, что у человека имеется ограничение в передвижении или общении в слабо выраженной степени, при котором инвалидность не определяется, но у него есть не только это одно ограничение, а три, то мы устанавливаем ему группу. То есть за счет льготного подхода к человеку инвалидность растет. Государство сегодня идет на эти затраты. Мы определяем инвалидность тем, кому не так давно не определяли.

Руководитель РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации уверен, что статистика инвалидности прозрачная и обоснованная. 

— У нас нет погони за цифрами, никогда не было «плана» на группы инвалидности, — говорит Василий Смычек. — Наблюдая и анализируя ситуацию за последние 50 лет, мы видим, что когда около 10 процентов людей с инвалидностью имеют I группу (это те, кто нуждается в постоянном постороннем уходе), около 30 процентов — II, 50 процентов — III, то это оптимальное соотношение. Не должно быть тяжелой инвалидности (а это I и II группы) выше половины всех случаев. Сегодня по стране показатель тяжести первичной инвалидности составляет 46,8 процента. 

Тенденция роста числа людей с инвалидностью характерна для многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, не полностью функционирующими гражданами на планете являются 15 процентов людей. В Беларуси эта доля составляет 6 процентов. В Польше — около 9 процентов, в России — 9 процентов, в Узбекистане и Кыргызстане — 2—3 процента. Правда, делать выводы, что ситуация в этих государствах лучше или хуже, инвалидов мало или, наоборот, много, можно весьма условно. Потому что в разных странах подходы к определению инвалидности отличаются. 

— В Узбекистане, к примеру, очень жесткие подходы, — констатирует Василий Смычек. — На Западе доля людей с ограничениями жизнедеятельности больше, потому что денежные средства там не полагаются до тех пор, пока у человека не утрачивается 50 и свыше процентов общей трудоспособности. В других странах более чем в 50 процентах случаев людям с инвалидностью не определяют денежное пособие, не выплачивают пенсии, не предоставляют какие-либо льготы. А у нас каждому инвалиду, даже при III группе, выплачивают денежное пособие, пусть оно и небольшое.

ЦИФРА

По последним данным, в стране получают пенсию по инвалидности более 575 000 человек. Среди них I группа у более чем 88 000 человек, II группа — около 260 000, III группа — около 194 000, дети-инвалиды — более 34 000 человек.

ФАКТ

В Минтруда и соцзащиты сообщили, что средняя пенсия по инвалидности составляет 406 рублей. Размер ее зависит от причины инвалидности, например, получена она в результате профессионального заболевания, трудового увечья или общего заболевания, от степени утраты трудоспособности, а также продолжительности трудового стажа и заработной платы.

kozlovskaya@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter