Статус молочной державы

Насущные задачи села на внешних рынках очень схожи с...

Выходить на внешние рынки и конкурировать на них, с успехом увеличивая объемы экспортных поставок, — непростая задача для любого предприятия. Особенно если речь идет об отрасли, которая всегда была нацелена на потребности внутреннего рынка. Как, например, сельское хозяйство. Ведь в былые времена и все развитие шло, и даже продовольственная программа принималась, чтобы накормить свое население.

И вот накормить накормили, чему немало способствовала Государственная программа возрождения и развития села. Встал иной вопрос: а как эту деятельность сделать экономически эффективной? И тут, если соотнести возможности сельхозпредприятий и потребности нашей небольшой Беларуси, иного выхода, кроме развития экспорта, не просматривается. Что ж, произвести можем много. И молочных продуктов, и мяса, и зерна — все больше и больше из года в год.

А как продавать? Где? А что купят? Для ответа на эти вопросы и для осмысленных действий на рынках требуются четко продуманная и просчитанная ассортиментная политика, а также агрессивная маркетинговая стратегия. Именно такие основные задачи стоят сегодня перед сельским хозяйством. На них обратил внимание заместитель премьер-министра Михаил Русый на расширенном заседании Совета Министров, которое рассмотрело итоги 2013 года и наметило меры по достижению показателей прогноза на 2014 год.

Насущные задачи села на внешних рынках очень схожи с задачами, которые надо решать потребкооперации. Умение торговать, переход от экспорта сырья к росту более выгодных продаж готовой продукции, освоение новых рынков — все это остается актуальным. А ситуация на мировом рынке сельхозпродуктов усложняется. С одной стороны, ощущается дефицит ряда основных продуктов, спрос на них растет. С другой — возникают резкие колебания цен, которые порой затрагивают отдельные регионы и ставят под угрозу успех белорусского экспорта. Нужно прочно держаться на традиционных рынках, таких как Россия, где Беларусь давно обрела статус «молочной державы». И наращивать производство, закрепляться на рынках третьих стран, вне Таможенного союза, порой и на иных континентах.

«Перед нами стоит задача не допустить падения экспорта в текущем году и довести его к 2015 году до 7 млрд. долларов, — заявил Михаил Русый. — В этом плане результаты января хоть и положительные, но удовлетворительными их пока назвать нельзя: по оперативным данным, на сегодня рост примерно 102 %, продано продукции почти на 300 млн. долларов». А ведь на первый квартал планируется темп роста экспорта продукции сельского хозяйства 110 %.

Решение заместитель премьер-министра видит в системной работе маркетинговых и внешнеэкономических служб, которые должны наращивать продажи по выгодным для производителя ценам. Идет также процесс централизации сбыта мясомолочной продукции на уровне региональных холдингов. Постепенно он приведет к доминированию единых белорусских партнеров, которые консолидируют экспортные потоки и смогут на равных вести торг с крупными торговыми сетями в той же России. На этом звене сбытовой цепи требуется возникновение национальных и транснациональных торговых компаний, с совместным капиталом учредителей, как из Беларуси, так и из стран — партнеров по Таможенному союзу. Пока же наши сельхозорганизации слабо развивают контакты с внешними партнерами. Но чаще всего им просто следует поручить это дело таким специальным торговым компаниям.

Главное направление, на котором правительство ожидает прорыва на внешние рынки от АПК, — молочная отрасль. Здесь реализуется масштабная республиканская программа развития на 2010—2015 годы, результатом которой должно стать производство 10 млн. тонн молока в год. «В этой пятилетке мы дали селу около 1,5 тыс. практически новых ферм с доильными залами и т.д., — напомнил, выслушав доклад Михаила Русого, премьер-министр Михаил Мясникович. — Такого вливания в материальную базу села (молочного животноводства) не было никогда. Поэтому мы вправе уже сейчас ставить совершенно другие проценты роста реализации». В связи с этим прогноз роста реализации сельхозпродукции (108 % к уровню прошлого года) рассматривается как не самый высокий, даже минимальный, начальный для дальнейшего развития.

Пока же налицо сохранение за январь прежнего уровня реализации молока и рост реализации яиц (на 14 %). При том, что общие объемы сельхозпроизводства снизились по сравнению с январем прошлого года на 2,8 % во всех категориях хозяйств и на 1,7 % — в сельхозорганизациях. Понятно, сыграло свою роль вынужденное из-за эпидемии уменьшение поголовья свиней на 17 %. И все же уже наступает пора, когда капиталовложения в новые фермы должны давать повышенную отдачу. Денег вложено достаточно, чтобы упрочить статус «молочной республики». И тогда заслуженное лидерство в продажах сухого и сгущенного молока на внешних рынках будет подкреплено экспортом остальной молочной продукции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter