Стать профессионалом. Сын первого декана факультета журналистики Белгосуниверситета рассказывает о семейных традициях и тайне юбилея, которого могло и не быть

Григорий Васильевич с детства видел себя школьным учителем истории. А сегодня белорусская журналистика уже немыслима без имени Булацкого. Более того, во многом благодаря именно ему, блестящему ученому, пожертвовавшему заманчивой карьерой ради исполнения мечты, журфак, теперь уже Институт журналистики, празднует в эти дни свой 65-летний юбилей.
А старший сын Булацкого Вячеслав Григорьевич, который поразил учителей, выбрав после школы не литературную стезю, а физику, сегодня заведует кафедрой телевидения и радиовещания Института журналистики БГУ. Его сын Павел — спортивный журналист, заместитель главного директора главной дирекции телепроизводства Белтелерадиокомпании. А младший брат Сергей, занимавший пост заместителя министра информации, теперь генеральный директор телеканала “НТВ-Беларусь”.

— Мой отец всегда мечтал создать факультет журналистики, — вспоминает Вячеслав Григорьевич. — И когда был редактором многотиражки БГУ, и когда учился в аспирантуре, был деканом филологического факультета, в который на тот момент входило отделение журналистики.
 Руководство университета не сразу поддержало предложение Григория Васильевича. Но он продолжал настаивать: при таком стремительном росте интереса к периодике, популярности радио, развитии телевидения государству крайне необходимы собственные квалифицированные кадры. Наконец, в 1967-м, отделение журналистики стало самостоятельным факультетом.

Или декан, или... академик

В детстве Григорий Булацкий не видел себя никем другим, кроме как школьным учителем. Демобилизовавшись после войны, штурман экипажа бомбардировщика отправился на истфак БГУ. Свободных мест не оказалось, и ректор посоветовал юноше поступить на отделение журналистики филологического факультета.
— Так в нашей семье появилась журналистика, возник интерес к науке о ней, — рассказывает Вячеслав Григорьевич. — Григорий Васильевич — создатель целого научного направления — истории белорусской журналистики. Его учебник “История белорусской журналистики”, написанный в соавторстве с Иваном Саченко и Степаном Говиным, был единственным учебником в Советском Союзе, удостоенным премии Союза журналистов СССР.
Но тогда, в 67-м, перед отцом стоял нелегкий выбор: остаться на прежней должности декана филологического факультета или возглавить только что открытый журфак. Было еще одно, весьма заманчивое карьерное предложение, раскрывает Вячеслав Булацкий семейную тайну. Николай Борисевич, который в те годы был Президентом Академии наук БССР, предложил моему отцу возглавить только что созданный Институт искусствоведения, этнографии и фольклора. Папа отказался от заманчивого предложения, обещающего ему в перспективе звание академика. Он был деканом журфака 14 лет: еще никто не возглавлял факультет так долго.

За женихами на журфак?

Григория Васильевича запомнили руководителем строгим, требовательным, но очень справедливым. А студенты просто обожали декана Булацкого. В особенности за интересные лекции, феноменальную память (он знал почти всех студентов по именам) и... “дискотеки” в общежитии.
— Отец прекрасно играл на аккордеоне. В те времена места для отдыха молодежи не отличались таким разнообразием, как сейчас. Папа без стеснения брал свой инструмент и отправлялся к студентам в общежитие. Как сейчас сказали бы, был диджеем. А так как мы жили рядом с общежитием, студенты приходили и к нам домой.
В 60-е годы прошлого века факультет журналистики был скорее институтом благородных женихов, чем невест. Во всех группах учились от силы две-три девочки (теперь же ситуация чуть ли не прямо противоположная). Почему? Было строгое условие приема: первоначально на журфак брали либо после армии, либо после двухлетнего трудового стажа на каком-либо предприятии. К моему поступлению юношей и девушек уже было поровну.
Домой к отцу часто приходили его коллеги. Все — блестящие практики: Борис Стрельцов, Михаил Тикоцкий, Николай Достанко... Молодые, увлеченные.

Очень оперативные!

— Ваш сын тоже выпускник факультета журналистики. Сложно было преподавать своему ребенку?
— Признаюсь честно: переживал настолько, что за советом ходил к отцу. Старался подготовиться более тщательно: так хотелось лучше выглядеть в глазах сына. Но отец был прав: когда ты заходишь в аудиторию и начинаешь занятие, для тебя должна быть важнее общая реакция студентов. После нескольких минут лекции забываешь о присутствии сына. Все студенты одинаково требуют чего-то нового. Творческий человек просто нуждается в поиске, практике...
Когда я учился, на факультете было свое радио и телевидение. Мы организовывали прямые эфиры, приглашали к себе известных артистов, спортсменов. И даже всесоюзных звезд. Скажем, первого олимпийского чемпиона по баскетболу Ивана Едешко. Он стал знаменитым на весь мир после Олимпиады 1972 года в Мюнхене, когда благодаря его решающему тридцатиметровому пасу был заброшен победный мяч в кольцо сборной США. Вернувшись в Минск, Иван сразу выступил у нас в эфире, а только потом на большом телевидении. Как мы гордились такой оперативностью!
Пожалуй, главное в нашей специальности — любовь к журналистике. А еще стремление быть профессионалом. Так учил меня отец. Этому я учу своих студентов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter