Старый сюжет

Одно из главных мировых событий, активно обсуждаемых сегодня, — ежегодное послание президента США Джорджа Буша конгрессу, с которым он выступил в понедельник...
Одно из главных мировых событий, активно обсуждаемых сегодня, — ежегодное послание президента США Джорджа Буша конгрессу, с которым он выступил в понедельник. Это его последнее подобное выступление в должности главы государства, а поэтому все ожидали не только подведения итогов, но и признания ошибок. Хотя бы в проведении антитеррористических кампаний в Ираке и Афганистане, на критике которых построена предвыборная агитация даже ближайших соратников Буша по партии — кандидатов в президенты.

Увы, признав, что «есть много недоделанных дел», Буш не только не отказался от ранее выбранной стратегии, но и заявил, что она (стратегия), опирающаяся на временное увеличение численности американского контингента в Ираке и Афганистане, «достаточно результативна».

Увы, в последнее время из Афганистана приходят сообщения, которые усиливают представление о том, что военная операция коалиционных войск ISAF в этой стране (впрочем, как и в Ираке) — это, по сути дела, как выразилась газета «Вашингтон таймс», «американская война» — прежде всего в том смысле, что нужна она одним Соединенным Штатам.

В военном планировании сил ISAF, которыми командует американский генерал Д.Макнилл, преобладают пентагоновские предпочтения в способах вооруженной борьбы. Весьма негативно отзываются многие европейские военные специалисты об американском подходе к ведению афганской операции — избыточном и неизбирательном применении силы, нанесении массированных ударов с воздуха по отрядам талибов с большими сопутствующими жертвами среди мирного населения.

В то же время некоторые союзники США по НАТО (Германия, Италия, Турция и др.) отказываются ставить перед своими контингентами в Афганистане какие–либо боевые задачи, вводят ограничения на их использование (например, запрет на действия в ночное время, а также на выдвижение за пределы четко очерченного района). Все это приводит к тому, что фактически, кроме войск США, в серьезные боевые операции вовлечены солдаты только пяти стран, имеющих военные контингенты в составе ISAF — Великобритании, Канады, Нидерландов, Дании и Австралии, — и это обстоятельство не может не вызывать трений между союзниками.

Например, потери убитыми среди канадского контингента (78 человек по состоянию на конец января) составляют более трети от общих потерь союзников с 2002 года (220 человек). Отказ ряда стран НАТО усилить свои контингенты в Афганистане ставит под угрозу будущее альянса, считает премьер–министр Канады Стивен Харпер. Выступая в канадском парламенте, он заявил, что его правительство откажется от планов продления миссии канадского контингента в Афганистане после февраля 2009 года, если страны — партнеры по НАТО не направят в эту страну новые подкрепления.

«Репутация НАТО поставлена под угрозу, — сказал Харпер. — Все новые свидетельства показывают, что усилия НАТО в Афганистане в целом неадекватны».

К трениям между союзниками по вопросам численности выделенных в ISAF сил и национальных ограничений на их боевое применение в середине января добавилась откровенная критика министром обороны США Р.Гейтсом уровня подготовленности войск европейских стран НАТО. В интервью газете «Лос–Анджелес таймс» он впервые открыто признал то, о чем давно говорили в кулуарах Пентагона: подразделения европейских государств — участников НАТО не способны вести эффективные боевые операции против талибов, ибо вообще этому не обучены. Столь прямолинейное высказывание министра обороны США вызвало острую реакцию в столицах европейских стран НАТО, контингенты которых задействованы на юге Афганистана.

Так, министр обороны Нидерландов Э. ван Мидделькооп вызвал для объяснений посла США в Гааге, а затем заявил голландскому агентству NOS, что высказывания Р.Гейтса — неприемлемый способ обращения с теми, с кем надо сотрудничать на юге Афганистана.

Анатолий Розанов, профессор.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter