Старые запасы

Нина Андреева живет и руководит всеми большевиками бывшего СССР на пенсию в 1.
Нина Андреева живет и руководит всеми большевиками бывшего СССР на пенсию в 1.593 рубля.

Она и сейчас время от времени порывается писать в центральные газеты. Не в "Советскую Россию", опубликовавшую 13 марта 1988 года ее самое знаменитое письмо "Не могу поступаться принципами". Теперь 64-летняя Нина Андреева хватается за перо после очередной статьи в "Известиях", которые выписывает и уважает. Иногда в полемическом задоре даже оканчивает письмо. Но не отправлять же его в редакцию, исповедующую "звериный антикоммунизм"...

Коминтерна, 37 Генеральный секретарь ЦК ВКПБ в самом деле живет в Петергофе по такому адресу.

Улицу Коминтерна давно переименовали обратно в Разводную, однако старые таблички на домах еще сохранились. "Манифест антиперестроечных сил" сочинялся 15 лет назад здесь же, на втором этаже "хрущевки", в маленькой однокомнатной квартире. Мужу, Владимиру Ивановичу Клушину, еще при советской власти предлагали трехкомнатную, но он отказался из личной скромности и из идейных соображений. Как и супруга, Клушин преподавал в Ленинградском технологическом институте, только не химию, а марксистско-ленинскую философию.

В 1996 году его не стало. После микроинсульта врачи местной больницы хотели взять у Клушина спинно-мозговую жидкость. Но пункцию нельзя было делать ни по каким показаниям - Владимир Иванович перенес до этого два инфаркта. Жену, сидевшую в соседнем кабинете, никто не спросил, и Андреева убеждена: "Уморили". Генсек ВКПБ, хоть и рассуждает всерьез о развязанном сегодня в России белом терроре, все же не думает, чтобы врачи действовали сознательно.

Жизнь в борьбе

"Я потеряла не просто мужа. Мы работали как одно целое, были абсолютными единомышленниками. Когда создавали партию (ВКПБ, учрежденная в ноябре 1991 года, до сих пор в России не зарегистрирована. - Прим. Б.М.), на нем лежала идеологическая часть, на мне - организационная".

Фотографии покойного супруга повсюду - у телевизора, рядом с факсом, на кухне - большой черно-белый портрет. Тома Маркса Нина Александровна теперь листает сама.

Компьютера у лидера ВКПБ нет. Орудием труда служит электрическая пишущая машинка, размещенная на низеньком стульчике. Работы много, в основном повседневная: программные документы, резолюции, проекты постановлений. Пишет Андреева в основном по ночам, но не потому, что она - типичная "сова". Просто вечер - с 10 до 12 ночи, пока действует льготный тариф, - уходит на междугородные разговоры, а день - на решение "оргвопросов". Партия Нины Андреевой и в наши дни занимается чисткой рядов и даже недавно "вычистила" одного из членов ЦК.

"Я давно не принимаю гостей. Я плохая мать и плохая бабушка, но партия сейчас - дело всей моей жизни".

Не отступать и не поступаться

Вопрос: "Помогал ли муж писать статью, вышедшую 15 лет назад в "Советской России"?" вызвал улыбку. "Конечно, он читал черновик. Но писала ее все-таки я. Слог у меня всегда был лучше".

"Антиперестроечный манифест" был откликом Нины Андреевой на февральский (1988 г.) пленум ЦК КПСС. Кстати, автор, как верный ленинец, в заголовок взяла слова из речи на пленуме своего генерального секретаря. Михаил Горбачев призвал: "Марксистско-ленинскими принципами... товарищи, мы не должны поступаться ни под какими предлогами". Вот и у Андреевой поначалу было "Не поступаться принципами!" - с восклицательным знаком на конце. Редакция потом придумала более мягкий вариант, написала вступление, а также попросила Нину Александровну вставить в текст кусок с осуждением сталинских репрессий. Генсек ВКПБ до сих пор не может простить себе, что согласилась.

После выхода статьи ей предлагали написать покаянное письмо к Горбачеву. Нина Андреева посчитала, что это ниже ее достоинства, - и получила вереницу персональных дел по партийной линии, отстранение от работы без объяснения причин. Говорит, что до сих пор ни о чем не сожалеет. "Человек без принципов ничего не стоит. На человека, не изменяющего своим принципам, всегда можно положиться. А сегодня даже в бизнесе не будут вести серьезных дел, если на вас положиться нельзя".

Вот только другие ее слова - "Раньше я была счастливым человеком - никогда не стремилась к популярности и очень любила работать со студентами" - сегодня заставляют предположить, что генсеку Андреевой, как и Карлу Марксу, ничто человеческое не чуждо.

Made in USSR

Нину Андрееву и ее единомышленников не интересует власть в ее нынешнем понимании, то есть место в Думе с подобающими привилегиями или в городских парламентах. Выборы партия сознательно бойкотирует, за исключением местных - они дают возможность беспрепятственно нести идеи в массы. Марксизм в России через 100 лет пошел по второму кругу. И так же, как и 100 лет назад, марксисты нуждаются в деньгах.

Воротилы бизнеса, вроде бывшего комсомольского работника Ходорковского, дрейфуют в противоположном направлении. Но как бы ни была заразительна ненависть Андреевой к людям, сумевшим сколотить капиталы на развале КПСС и СССР, питает она ВКПБ только духовно. Какое-то время партии, считающей мировой сионизм одним из создателей империализма, серьезно помогали... евреи, уезжавшие из СССР в Израиль на ПМЖ. Сейчас от мелких русских предпринимателей иногда "капает" по 3 - 5 тысяч рублей. Но средств не хватает даже на то, чтобы регулярно собирать съезды.

Не хватает и самой пенсионерке Андреевой, получающей от государства 1.563 рубля плюс путинскую "тридцатку" с нового года. Нине Александровне помогает дочь, занимающаяся, по словам генсека, "всем, чем угодно". Не забывают члены партии, поддерживают "конвертиками" на дни рождения и праздники. Но самое главное, что из советских времен Андреева вышла не только с идеологическим багажом. "Мне сейчас не нужно абсолютно ничего покупать ни из обуви, ни из одежды. У меня есть все, потому что я очень аккуратно отношусь к своим вещам и ношу их по 30 лет. Интересуюсь модой, смотрю, какие изменения в ней происходят. Переставить пуговицы на старом костюме, добавить какой-то элемент, делающий вещь современной, для меня не проблема".

С едой сложнее. Правда, Нина Александровна, по ее словам, с возрастом утратила интерес к пище и теперь удивляется, как раньше ее семья много ела мяса - по нескольку килограммов каждую неделю. То же и с фруктами. "Съем в неделю два яблока, и больше не хочется. Многое у меня сохранилось со старых времен - макароны, мука, сахар. Покупаю в магазине хлеб, булку, масло". Когда мы стали пить кофе, сахар-рафинад в самом деле брали из знакомой советской пачки. Сладкий, признаться, сахар - давно у нас такого не делают.

Большевистская правда

Она очень похожа на обычную бабушку из "хрущевки", в меру экономную и ругающую режим. Причем в умении Андреевой критиковать чувствуется ленинская школа - редкий "демократ" не говорит сегодня то же самое. У власти на местах стоят худшие из бывших партработников, мелкопоместные партократы. Народ довели до нищеты. "Курск" выпускать в море было равносильно преступлению. "Дедовщина" началась с призыва в армию уголовников после смерти Сталина и продолжается до сих пор из-за деградации общества, а не потому, что офицеры плохи. Выборы превратились в состязание кошельков. Кстати, о выборных делах Нина Андреева прекрасно осведомлена - названные ею 300.000 долларов за место в ЗакСе (законодательном собрании Санкт-Петербурга. - Прим. ред.) последнего созыва в точности соответствуют "проходному баллу", который в неофициальных беседах называют близкие к депутатам люди...

Умный собеседник и милый человек - если отвлечься от "конструктивной" части ее воззрений. Как будто беседуешь с геоэкологом, предсказывающим коллапс цивилизации лет через 100. Если не смотреть на комиссаров в пыльных шлемах - нестрашно и даже интересно. Но обратно в страну, где даже дискуссии о многопартийной системе, о свободе религиозной пропаганды, о выезде на жительство за рубеж, о праве на широкое обсуждение сексуальных проблем в печати считались кощунственными, все же не хочется. Какой бы сладкий рафинад там ни производили.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter