Коллаж Олега Попова
Разгадка оказалась простой. Оперативники вспомнили, что похожие преступления были и в 1990-х годах. Тогда на ночных дорогах промышляли “гастролеры” из Украины. Их легковой автомобиль на большой скорости с погашенными фарами пристраивался вплотную к фуре. Один из “каскадеров”, словно в кассовом блокбастере, выбирался через люк на крышу и будто эквилибрист шел по капоту. И все это проделывалось на огромной скорости. Любая ошибка была смертельной. Затем крюк с веревкой забрасывался на прицеп и вор-акробат оказывался у цели. Товары выбрасывал на ходу. Потом они подбирались и продавались. Милиция долго не могла поймать “циркачей”. Однако финал был классическим: задержание, суд, тюрьма.
Сейчас на М-1 действовала аналогичная группировка. С апреля по ноябрь 2015-го они нанесли перевозчикам ущерб примерно на 800 миллионов неденоминированных рублей.
В криминальную бригаду входили один белорус и трое украинцев — приезжие из Кременчуга Полтавской области. В нашей стране бывали наездами. Никаких особых мер конспирации не применяли. Разве что снимали сзади на своей легковушке госномер во время вылазок и не торопились сразу продавать похищенное, а делали паузу. На трассе работали с большими перерывами. Действовали на пустынных участках дороги. Могли сделать несколько коротких рейдов, обчистив две-три фуры за ночь. Отработав один грузовой автомобиль, они перегружали ворованное на микроавтобус местного сообщника и снова в дорогу.
Старший следователь следственного управления УСК Беларуси по Минской области Сергей Ганчарик рассказывает: “Следствию удалось установить кражи из шести машин. Пострадали как перевозчики из Польши и России, так и из Беларуси. Хищения совершались ночью во время движения автопоезда на автодороге Брест — Минск — граница с Россией. Фигуранты выслеживали на трассе одиноко идущий автопоезд. Затем они вплотную подъезжали к фуре на автомобиле “Ауди А6” на скорости не менее 90 км/ч. Находясь в “мертвой зоне”, они были незаметны в зеркале заднего вида для дальнобойщика. Злоумышленники перекусывали пломбировочный трос, вскрывали полуприцеп, проникали внутрь и перегружали товар к себе в салон. Позже похищенное сбывалось.
Благодаря оперативно-разыскным мероприятиям в ноябре 2015 года уже были известны личности подозреваемых. Сотрудники оперативных органов задержали их с поличным тогда же.
В ходе следствия было взаимодействие с украинской стороной, которая предоставила нам всю необходимую информацию”.
Среди задержанных в прошлом году один — кременчугский криминальный авторитет. Официально он был оформлен финансовым директором украинской фирмы, но вряд ли фактически работал на этой должности. Попав в наше СИЗО, “держал марку”, не соблюдал режим, из-за чего постоянно сидел в штрафном изоляторе.
Другая деталь, на которую нельзя не обратить внимания, — мотивация участников банды работать именно на нашей трассе. В ходе следствия арестованные поясняли, что в Украине нынче тяжелая экономическая ситуация и заработать деньги, пускай даже честным способом, очень проблематично. Кто-то из них пытался пошабашить на стройках в России, но не сложилось. В общем, по словам самих украинцев, материальное положение у них было не из лучших. Однако это не помешало потратить им несколько тысяч долларов на покупку машины для промысла на М-1. Заметим, что автомобиль этот был оформлен на подставное лицо и стоял на учете именно у нас. Среди набора у грабителей были клещи, фомка, болгарка на аккумуляторах, молоток...
Самое главное в преступной схеме — это даже не как украсть, а как сбыть. Для решения этой проблемы вышли на старого знакомого — слесаря из Боровлян. Его роль была четко определена — встретить компаньонов из Украины перед очередным делом, заселить в съемную квартиру, найти микроавтобус для перевозки похищенного, а потом сбыть товар. Продавал он его в основном знакомым. У тех никаких подозрений не возникало, ведь мужчина раньше очень долго занимался торговлей. Для всех у него была припасена легенда. Мол, купил оптом по старым связям. Сбывалась добыча и по объявлениям через интернет либо через бывших коллег на рынке в Ждановичах. Ассортимент поставляемой продукции был широк: от зубной пасты до автомобильных фар. Дела шли хорошо, но сбытчик не знал, что из-за новой подработки свое 40-летие он встретит не за праздничным столом, а в следственном изоляторе.
На суде белорусский участник группы сказал, что полностью осознал вину. Попросил дать срок поменьше: “Чтобы родители-пенсионеры дождались”. Он не очень позитивно оценил факт присутствия корреспондента газеты на оглашении приговора. Другие же посмеялись: мол, популярность не помешает.
В целом на судебном процессе обвиняемые вели себя довольно корректно. Их охраняли не только конвоиры в бронежилетах, но и вооруженные омоновцы в масках.
Двое из воров все же не признали вину и отказались от дачи показаний. Но, наверное, тот факт, что у всех есть несовершеннолетние дети и нет судимостей в Беларуси, повлиял на приговор. Двое получили по пять лет, а еще двое, среди которых кременчугский авторитет, по пять с половиной в колонии усиленного режима с конфискацией имущества.
В тему
Набирает обороты расследование крупного международного мошенничества в сфере грузоперевозок. Сегодня известно, что в Украине действовала автомобильная фирма, обещавшая доставить товар из точки А в точку В по очень низкой цене. Клиенты на это покупались. Далее схема была проста. Фура приезжала за товаром, но груз до пункта назначения так и не доходил. Как правило, таким способом уводились стиральные порошки, холодильники, телевизоры со складов в Германии, Италии, Польше, Бельгии, Голландии. По договору их необходимо было перевезти в одну из стран бывшего СССР. Среди пострадавших есть украинские и белорусские предприятия.
Клиенты пытаются найти концы, но оказывается, что фирма-перевозчик уже закрылась, а оформлена она была на подставных лиц. В отдельных случаях преступники присваивали имя добропорядочной компании, используя поддельные документы. На номера мобильных телефонов мошенников сейчас, естественно, дозвониться не получается. Они были зарегистрированы тоже на подставных.
Украинские госномера, а иногда и Евросоюза, которые были на фурах, — также фикция. Под ними зарегистрированы совершенно другие транспортные средства. Среди них не только легковушки, но и мотоциклы.
Пока неизвестно, действовала по этому сценарию одна группа или несколько.
Василий Малашенков
infong@sb.by