Старые трюки

Группа заезжих “экстремалов” повторила нашумевшие в 1990-х годах ночные кражи с мчащихся фур
Похищение грузов из авто дальнобойщиков — не такая уж редкость для оперативных сводок. Но обычно товар пропадает, пока авто находится на стоянке или на заправке. Однако в прошлом году стали происходить невероятные события. Машина нигде не останавливалась, но часть товара исчезала. Таинственные воры стали головной болью для перевозчиков. Тем более что кражи совершались на белорусской дороге, которая традиционно отличается безопасностью.


Коллаж Олега Попова

Разгадка оказалась простой. Оперативники вспомнили, что  похожие преступления были и в 1990-х годах. Тогда на ночных дорогах промышляли “гастролеры” из Украины. Их легковой автомобиль на большой скорости с погашенными фарами пристраивался вплотную к фуре. Один из “каскадеров”, словно в кассовом блокбастере, выбирался через люк на крышу и будто эквилибрист шел по капоту. И все это проделывалось на огромной скорости. Любая ошибка была смертельной. Затем крюк с веревкой забрасывался на прицеп и вор-акробат оказывался у цели. Товары выбрасывал на ходу. Потом они подбирались и продавались. Милиция долго не могла  поймать “циркачей”. Однако финал был классическим: задержание, суд, тюрьма.

Сейчас на М-1 действовала аналогичная группировка. С апреля по ноябрь 2015-го они нанесли перевозчикам ущерб примерно на 800 миллионов неденоминированных рублей.

В криминальную бригаду входили один белорус и трое украинцев — приезжие из Кременчуга Полтавской области. В нашей стране бывали наездами. Никаких особых мер конспирации не применяли. Разве что снимали сзади на своей легковушке госномер во время вылазок и не торопились сразу продавать похищенное, а делали паузу. На трассе работали с большими перерывами. Действовали на пустынных участках дороги. Могли сделать несколько коротких рейдов, обчистив две-три фуры за ночь. Отработав один грузовой автомобиль, они перегружали ворованное на микроавтобус местного сообщника и снова в дорогу.

Старший следователь следственного управления УСК Беларуси по Минской области Сергей Ганчарик рассказывает: “Следствию удалось установить кражи из шести машин. Пострадали как перевозчики из Польши и России, так и из Беларуси. Хищения совершались ночью во время движения автопоезда на автодороге Брест — Минск — граница с Россией. Фигуранты выслеживали на трассе одиноко идущий автопоезд. Затем они вплотную подъезжали к фуре на автомобиле “Ауди А6” на скорости не менее 90 км/ч. Находясь в “мертвой зоне”, они были незаметны в зеркале заднего вида для дальнобойщика. Злоумышленники перекусывали пломбировочный трос, вскрывали полуприцеп, проникали внутрь и перегружали товар к себе в салон. Позже похищенное сбывалось.

Благодаря оперативно-разыскным мероприятиям в ноябре 2015 года уже были известны личности подозреваемых. Сотрудники оперативных органов задержали их с поличным тогда же.

В ходе следствия было взаимодействие с украинской стороной, которая предоставила нам всю необходимую информацию”.

Среди задержанных в прошлом году один — кременчугский криминальный авторитет. Официально он был оформлен финансовым директором украинской фирмы, но вряд ли фактически работал на этой должности. Попав в наше СИЗО, “держал марку”, не соблюдал режим, из-за чего постоянно сидел в штрафном изоляторе.

Другая деталь, на которую нельзя не обратить внимания, — мотивация участников банды работать именно на нашей трассе. В ходе следствия арестованные поясняли, что в Украине нынче тяжелая экономическая ситуация и заработать деньги, пускай даже честным способом, очень проблематично. Кто-то из них пытался пошабашить на стройках в России, но не сложилось. В общем, по словам самих украинцев, материальное положение у них было не из лучших. Однако это не помешало потратить им несколько тысяч долларов на покупку машины для промысла на М-1. Заметим, что автомобиль этот был оформлен на подставное лицо и стоял на учете именно у нас. Среди набора у грабителей были клещи, фомка, болгарка на аккумуляторах, молоток...

Самое главное в преступной схеме — это даже не как украсть, а как сбыть. Для решения этой проблемы вышли на старого знакомого — слесаря из Боровлян. Его роль была четко определена — встретить компаньонов из Украины перед очередным делом, заселить в съемную квартиру, найти микроавтобус для перевозки похищенного, а потом сбыть товар. Продавал он его в основном знакомым. У тех никаких подозрений не возникало, ведь мужчина раньше очень долго занимался торговлей. Для всех у него была припасена легенда. Мол, купил оптом по старым связям. Сбывалась добыча и по объявлениям через интернет либо через бывших коллег на рынке в Ждановичах. Ассортимент поставляемой продукции был широк: от зубной пасты до автомобильных фар. Дела шли хорошо, но сбытчик не знал, что из-за новой подработки свое 40-летие он встретит не за праздничным столом, а в следственном изоляторе.

На суде белорусский участник группы сказал, что полностью осознал вину. Попросил дать срок поменьше: “Чтобы родители-пенсионеры дождались”. Он не очень позитивно оценил факт присутствия корреспондента газеты на оглашении приговора. Другие же посмеялись: мол, популярность не помешает.

В целом на судебном процессе обвиняемые вели себя довольно корректно. Их охраняли не только конвоиры в бронежилетах, но и вооруженные омоновцы в масках.

Двое из воров все же не признали вину и отказались от дачи показаний. Но, наверное, тот факт, что у всех есть несовершеннолетние дети и нет судимостей в Беларуси, повлиял на приговор. Двое получили по пять лет, а еще двое, среди которых кременчугский авторитет, по пять с половиной в колонии усиленного режима с конфискацией имущества.

В тему

Набирает обороты расследование крупного международного мошенничества в сфере грузоперевозок. Сегодня известно, что в Украине действовала автомобильная фирма, обещавшая доставить товар из точки А в точку В по очень низкой цене. Клиенты на это покупались. Далее схема была проста. Фура приезжала за товаром, но груз до пункта назначения так и не доходил. Как правило, таким способом уводились стиральные порошки, холодильники, телевизоры со складов в Германии, Италии, Польше, Бельгии, Голландии. По договору их необходимо было перевезти в одну из стран бывшего СССР. Среди пострадавших есть украинские и белорусские предприятия.

Клиенты пытаются найти концы, но оказывается, что фирма-перевозчик уже закрылась, а оформлена она была на подставных лиц. В отдельных случаях преступники присваивали имя добропорядочной компании, используя поддельные документы. На номера мобильных телефонов мошенников сейчас, естественно, дозвониться не получается. Они были зарегистрированы тоже на подставных.

Украинские госномера, а иногда и Евросоюза, которые были на фурах, — также фикция. Под ними зарегистрированы совершенно другие транспортные средства. Среди них не только легковушки, но и мотоциклы.

Пока неизвестно, действовала по этому сценарию одна группа или несколько.

Василий Малашенков

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter