Вопрос на засыпку: сколько инвестиций, перспективных производств и рабочих мест «заморожено» в неиспользуемых государственных объектах?
По самым скромным подсчетам, речь идет о сотнях миллиардов рублей, превратившихся в омертвевший капитал. В глубинке закрываются дома культуры и клубы, детские сады и школы.
Как складывается дальше судьба неиспользуемой недвижимости на Минщине, выяснила «Р».
В начале года в Минской области насчитывалось 315 неиспользуемых объектов, 245 из них выставили на продажу через аукцион. Как ни печально, но из-за постоянного оттока сельской молодежи статус выпавшей из пользования недвижимости все чаще приобретают детские сады и школы. Как правило, большая часть школьных зданий — добротные постройки из блоков и кирпича, с хорошим ремонтом. Но если о пустующих школах забыть даже на пару лет, все это придет в упадок.
Тем не менее власти Минщины к решению проблемы подходят по-хозяйски. Так, в деревне Слобода Узденского района, чтобы уберечь от запустения закрытую среднюю школу, туда переселили сельсовет со всеми работниками.
С начала года под замком на Минщине стояли 68 детских садов и школ, 10 из них стали частными владениями и перешли в руки новых хозяев. Что же делают инвесторы в помещениях, ранее принадлежавших стране знаний?
В бывшей школе деревни Шестиснопы Червенского района частники производят полиэтиленовую упаковку.
В Столбцовском районе за последние несколько лет с аукциона проданы пять школ и детских садов. Насколько эффективно они используются, можно судить по тому, как школы превращаются в частные производства и объекты сервиса. В бывшей Печковской школе предприниматели организовали производство межкомнатных дверей, в Слободской — гипсовых статуэток. Школа-интернат в Задворье и Каролино в ближайшие годы обещает стать культурно-развлекательным центром с мини-гостиницами. Часть средств сюда намерено вложить частное предприятие из Прибалтики.
Власти Смолевичского района также не дремлют — они реализовали через аукцион пять оставшихся не у дел школ более чем за миллиард рублей. Известное в отрасли ООО «Смолевичибройлер» выкупило под общежития для своих работников здания бывшего Юрьевского педагогического комплекса. По такому же пути пошли Воложинский райисполком и ЦРБ, реконструировавшие детские сады под общежития для молодых медработников. А вот Плищенскую начальную школу, стоявшую бесхозной с 1992 года, теперь обустраивает под личную усадьбу один из местных жителей.
В этом году в Смолевичском районе закроют еще две школы, капитальные здания которых, надеются в отделе образования райисполкома, инвесторы также не оставят без внимания.
Какой же должна быть стратегия областной исполнительной власти, чтобы отдача от неиспользуемых зданий, находящихся в госсобственности была максимальной?
Алексей Васильев, руководитель Минского областного территориального фонда государственного имущества, убежден: судьбу таких объектов следует решать на аукционных торгах. Понятная и прозрачная схема позволяет избежать злоупотреблений, максимально пополнить бюджет. Школы чаще всего интересуют инвесторов с точки зрения организации производства. Наиболее востребованы объекты, расположенные вблизи железнодорожных магистралей, автомобильных трасс и т.д.
— В этом году рынок продаж неиспользуемой недвижимости заметно оживился, — говорит Алексей Васильев. — Однако сделка частника и государства, увы, не всегда означает, что завтра на купленном объекте закипит работа, а через месяц появится новая продукция или виды услуг. Поэтому законодательство предусмотрело механизмы, позволяющие штрафовать недобросовестных инвесторов. Земельные правоотношения предусматривают санкции, в частности штрафы за нецелевое использование участка, на котором расположен объект. Вплоть до изъятия земельного участка.
Допустим, школьное здание выставили на продажу, но это не значит, что его «сплавили», мягко говоря, и забыли. Местная власть продолжает отслеживать его судьбу. И если инвестор нарушает условия сделки — штрафа не избежать. В случае грубых нарушений договора Гражданский кодекс предусматривает даже изъятие здания у частника. Оно выкупается у владельца по той же цене и вновь выставляется на аукцион. Хотя достаточно сложно предъявить инвестору претензии, если он приобрел здание без каких-либо условий.
И все же эффективное средство для борьбы с нерадивым собственником есть. Речь идет о применении пятикратного налога, в случае если выкупленное здание по-прежнему стоит без дела. Те, кто попал в штрафной список, обязаны платить повышенный налог на недвижимость и землю. Печально, но факт: чаще других в нарушителях ходят предприниматели, которым госсобственность досталась за базовую величину. С лета прошлого года фонд «Минскоблгосимущество» направил в Госкомимущество более полусотни материалов для принятия решений об их административном наказании.
Если помещение для развития предпринимательства досталось, считай, даром, то бонусы со стороны государства надо оправдывать сполна.
На снимке: несколько лет назад ООО «ЧейзАктивГрупп» успешно реализовало инвестпроект в Узде. По Указу № 108 предпринимателям безвозмездно передали здание закрывшейся школы. Здесь создано конкурентоспособное производство декоративных свечей.
Фото: Светлана АСТРАУХ