У российских спортсменов хотят отобрать гимн и будущее

Старые песни о важном

До события, которое способно вывернуть наизнанку весь мировой спорт, меньше месяца. Пятого или шестого декабря в Лозанне будет оглашен вердикт по делу «русского допинга». Речь — про Олимпиаду в Сочи и якобы имевшие место там массовые подмены допинг–проб, которые покрывало государство. Ключевое слово — «якобы». Поиском фактов занимаются нынче сразу две комиссии, и в декабре в этой истории вряд ли будет поставлена точка. Однако должны проясниться перспективы выступления российских спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхане. В качестве компромисса нынче обсуждается их допуск в Корею под национальным флагом, но без права исполнения гимна на медальных церемониях и участия в открытии и закрытии Игр. И реализация этого плана может иметь катастрофические последствия.


Предложенный вариант — компромиссный. Изначально предполагалось отстранить Россию от Игр совсем или же отправить в Корею отдельных атлетов по реализованному уже на легкоатлетическом чемпионате мира сценарию — под нейтральным, олимпийским, флагом. Первый вариант грозит серьезнейшими потрясениями в МОК. Дисквалификация огромной страны с традициями, аудиторией, спонсорами и рекламным рынком неминуемо приведет к большим репутационным и финансовым потерям. Если вспомнить о трудностях, с которыми МОК уже столкнулся при выборе столиц Олимпиад, нетрудно понять, что подобный удар запросто может расколоть все олимпийское движение. Второй вариант, впрочем, выглядит не менее взрывоопасно. Руководство российского спорта уже заявило, что выступать в нейтральном статусе не намерено и в этом случае практически гарантирован добровольный демарш команды. Бойкот.

Подобные сценарии мировой спорт уже видел. В 1980 году Игры в Москве бойкотировали США и их союзники. В 1984 году в Лос–Анджелес не поехали уже советские спортсмены. Нынешняя ситуация выглядит, конечно, еще более катастрофической. Современный спорт куда более коммерциализирован, чем был 37 лет назад, и у России имеются вполне реальные рычаги давления. Например, в Континентальной хоккейной лиге уже заявили о возможной отмене «олимпийского» окна в расписании розыгрыша, что автоматически оставляет хоккейный турнир в Пхенчхане не только без игроков НХЛ, но и без длинного списка заигранных в России лидеров сборных. Но хоккеисты в этой истории, пожалуй, наименее пострадавшая сторона. Да, национальная гордость, да Олимпиада, но, во–первых, в игровых видах спорта продержаться еще четыре года на льду несколько проще, чем «барабанить» это же время по лыжне, а, во–вторых, есть не менее (а по составу соперников — даже более) престижный чемпионат мира. Для большинства же спортсменов бойкот будет равносилен сломанной карьере. Олимпиада для них — главная цель в жизни, и потому воспоминания тех, для кого звездным часом должны были стать Игры 1984 года, писаны как под копирку.

— Вот как сейчас помню: пошел на массаж, лежу, перед глазами телевизор. В новостях объявляют: «Олимпиаде в Лос–Анджелесе — бойкот!» Я тогда встал и говорю: «Все, спасибо, массаж мне больше не нужен...» На этом все и закончилось.

Под словами белорусского бегуна–марафонца Владимира Котова подписались бы очень многие потенциальные призеры: слишком больно всем было 33 года назад. К сожалению, нечто подобное мы видим и сегодня.  В то время как в верхах говорят о бескомпромиссной позиции и намерении сражаться до последнего и принципиально не принимать компромиссные условия МОК, спортсмены (в особенности те из них, кто не фигурирует даже в расширенном списке подозревающихся в приеме допинга) отчаянно тренируются и с опаской обновляют новостные ленты. Это их судьбу будут решать в начале декабря — и это важно помнить всем.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter