Чтобы указывать на соседские соломинки, хорошо бы вынуть у себя бревно. Из, например, глаза

Старые песни на старый лад

Литва выбрала себе нового президента, тот даже успел обновить правительство, но вот риторика в отношении островецкой АЭС осталась прежней. Ничто не убеждает оставшийся в креслах истеблишмент соседей: ни стресс-тесты МАГАТЭ, ни открытость белорусских министерств, ни отказ остальных балтийских (и других) стран поддерживать такую упертость.

При этом позиция соседей своеобразна: происходящее с БелАЭС — это наше дело, немножко европейского сообщества и лишь потом белорусское, декларируют они. А все, что творится на Игналинской АЭС (в связи с ее выводом из эксплуатации и ядерными могильниками), — это только литовское дело. Никого, в том числе соседей-белорусов, оно не касается. Это вынуждены были констатировать в МИД Беларуси: «С начала этого года на Игналинской АЭС произошло десять нарушений, которые касались эксплуатации значимых для обеспечения безопасности систем, демонтажа и дезактивации оборудования, обращения с радиоактивными отходами. Мы, будучи соседями, не имеем никакой информации от литовской стороны: что это были за нарушения, как они сказались на ядерной и радиационной безопасности, когда они будут устранены».

Беларусь же открыта для любых проверок со стороны мировых и европейских регуляторов. МЧС уже опубликовало Национальный план действий по итогам проведенных стресс-тестов и партнерской проверки их результатов Европейской группой ядерной безопасности: «документ содержит мероприятия, направленные на повышение уровня безопасности БелАЭС».

Национальный план — это вам не «учения с эвакуацией жителей Вильнюса» (вот бы наш романист Мартинович поведал в красках, как свободных европейских граждан, в том числе туристов, силой вывозят из ресторанов, офисов и квартир!). Это серьезный документ и ответственные действия, а не пиар и попытка посеять панику.

 Но Линусу Линкявичусу, министру иностранных дел Литвы, выступившему с заявлением по поводу нашего Национального плана действий, «очевидно: график строительства остается для Беларуси более важным приоритетом, чем просто обеспечение ядерной безопасности строящейся АЭС и выполнение рекомендаций международных экспертов». Почему это «очевидно» и отчего только ему — загадка. Было бы, конечно, неплохо, чтобы старое правительство Литвы унесло сию загадку с собой, но пока не случилось. Еще хорошо бы, чтобы соседи присоединились к «протоколу к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб». Ладно, подождем.

А вот экономика ждать не будет. И пока Литва «готовится закрыть границу с Беларусью для торговли электроэнергией с третьими странами всему Балтийскому региону», Латвия уже «приняла план торговли через существующую линию электропередачи с Россией… пока с Беларусью технических связей нет». Эстония добавила: «Если электроэнергия со строящейся в Беларуси АЭС начнет поступать на рынок стран Балтии через другие страны, то ее потребление возможно и в Эстонии». Все же прекрасно понимают, что островецкое электричество будет гораздо дешевле того, которым Литва готовится торговать, присоединив свои сети к польским.

Думаю, вскоре это поймут и у соседей: если не на уровне правительства и парламента, то бизнес, городские хозяйства и простые жители-потребители подсчитают точно. Тогда, наверное, придет время народной дипломатии. С народными же выражениями.

Белорусский МИД ответил на очередное выступление Линкявичуса цитатой из Льва Толстого: о совести и чувстве вины, своей и других. В фольклоре выбор подходящих реплик гораздо шире. Одна достаточно точно описывает поведение ярых (несмотря на любые аргументы) соседских противников нашей атомной станции: «Раз так — выбью себе глаз! Хай у моей тещи будет зять кривой». Наверное, накипело.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter