Старые клише пора выбрасывать!

Не мною замечено, что все в этом мире связаны между собой невидимыми нитями.
Не мною замечено, что все в этом мире связаны между собой невидимыми нитями. И друзей можно найти не только на утренней пробежке в ближнем парке, но и на обратной стороне планеты - если человек разделяет твои ценности... Это правило работает не только, так сказать, в частном порядке, но и в глобальном масштабе.

В этом я еще раз убедилась на личном опыте. Как-то, путешествуя на досуге во "всемирной паутине" и просматривая Интернет-ресурсы по интересующей меня теме, обратила внимание на статьи исследователя из Рэдфордского университета Григория Иоффе, который с завидным постоянством писал о Беларуси. И что интересно - писал здраво. Американец, а размышляет о нашей стране с таким знанием фактов и коллизий, что захотелось получше узнать этого человека.

Связалась с автором через Интернет и выяснила, что интерес американского исследователя к нашей стране не случаен. Родился в Москве. В 60 - 70-е годы не раз приезжал в Белоруссию, навещая бабушку и дедушку

в Мозыре. Позже, вплоть до отъезда из СССР, он часто посещал нашу республику, побывал во всех областных центрах. По словам моего собеседника, с тех пор Беларусь остается для него "чем-то родным и близким".

...Получив от Григория Иоффе очередную его статью о Беларуси, я еще раз убедилась, что писал их серьезный ученый, мыслящий глубоко и неординарно. Предлагаем вниманию читателя наиболее интересные выдержки из последней работы, озаглавленной сколь интригующе, столь и основательно - "Понимание Беларуси: экономика и политический пейзаж". Так каков же он, взгляд на нашу страну издалека?

Индустриальный пейзаж

Григорий Иоффе рисует свою картину под названием "Современная Беларусь" на фоне индустриального успеха республики в советские времена. Не будем перечислять убедительные аргументы ученого о том, что Беларусь обладала одним из самых высоких научно-технологических потенциалов в бывшем Советском Союзе. Нам это и самим хорошо известно.

Интересно другое: именно там исследователь видит истоки нынешней политики белорусских властей. Разумной политики. Почитаем.

"Белорусские индустриальные гиганты не были только единицами производства, они гарантировали социальную стабильность. Мало того, что заводы обеспечивали занятость для большинства белорусских граждан, они также управляли большей частью так называемой социальной сферы. Но к 1994 году почти все предприятия были на грани остановки.

Приблизительно через год (к 1996-му) большинство индустриальных гигантов возобновило свой полный календарный график работы, главным образом из-за восстановленных связей с Россией. Именно для этого был избран в 1994 году Лукашенко, и свою задачу он исполнил. С 1996 года начался экономический рост, и Беларусь почти возвратилась к уровню объема промышленного производства 1990 года.

...За 1990-е годы Беларусь сохранила индустриальный акцент в своей экономике. К примеру, на ее долю приходится более половины мирового производства электронных микрочипов. Экономика Беларуси необычайно открыта: в 1999 году экспорт составлял 55 процентов по индикатору GDP, что характерно для экономически развитых стран мира".

Мифы и реальность

Теперь о политике. Григорий Иоффе прямо говорит, что мифы, рассчитанные на зарубежного пользователя, рассыпаются при детальном анализе. Продолжим чтение.

"Беспристрастный наблюдатель в Минске не может не признавать, что ведомые оппозицией и финансируемые Западом СМИ, критикующие Лукашенко, доступны. Не существует также никаких ограничений на доступ к международной информации. Кроме того, белорусские граждане, желающие посещать Запад, ограничены только визовой политикой западных стран. Так что когда Лукашенко жалуется, что Запад использует двойные стандарты по отношению к нему, он не ошибается. По моему представлению, существует несколько факторов, способствующих мрачному имиджу Лукашенко на Западе.

Сначала Лукашенко разбил западные ожидания геополитической переориентации Беларуси. Безусловно, эти ожидания были безосновательны с самого начала, но близорукость лишь усилила расстройство. Второй причиной, сослужившей плохую службу Лукашенко, стала природа информационных каналов Запада в Беларуси. Когда Лукашенко жалуется на то, что на Западе не хватает объективной информации о Беларуси и, что еще более важно, там не испытывают желания получить такую информацию, он тоже не ошибается. Несколько склонная к оппозиции интеллигенция, не сумевшая завоевать популярность дома, изображает из себя единственных заслуживающих доверия "переводчиков" за границей.

Наконец, сопутствующая причина - природа белорусской иммиграции. Единственные национально сознательные белорусы, кто утвердился на Западе до 1991 года, были нацистскими сотрудниками, которые оставили Беларусь в 1944 году с отступающей немецкой армией. Их антилукашенковская позиция является продолжением "успешной карьеры" в эру "холодной войны", частью собственного самоутверждения как пожизненных борцов против российского колониализма".

Одна из главных тем, интересующих исследователя, - популярность белорусского Президента. Он попытался сам разобраться в итогах президентских выборов в сентябре 2001 года, не удовлетворившись ничем не подтвержденными доводами оппозиции о некоей фальсификации. И вот его вывод: "Авторитетный "Экономист" считает, опираясь на данные анализа ИИЗЕПС, что Лукашенко фактически получил более 60 процентов голосов сельского населения, 78 процентов бывших военнослужащих... И даже в Минске, где кандидат от оппозиции рассчитывал на электоральные симпатии, Лукашенко обошел соперника".

"Оппозиция была не в состоянии придумать привлекательную и положительную собственную программу. Вместо того, чтобы действовать от имени избирательного большинства, оппозиция представила это большинство как национально "несвядомае"..."

Мигранты голосуют ногами

Однако обратимся к дню сегодняшнему. Григорий Иоффе с присущим западникам прагматизмом выстраивает страны по ранжиру наиболее популярных методик. Например, что касается коррупции - Беларусь по уровню прозрачности на 36-м месте, что лучше, чем у Польши (45-е место), не говоря уже о России (71-е). Или индекс человеческого развития - Беларусь опережает по нему все страны СНГ и даже некоторые восточноевропейские. "Из-за ее относительно высокого качества жизни Беларусь привлекательна для мигрантов. Само собой разумеется, мигранты, стремящиеся в Беларусь из других мест, не читают статистические ежегодники, но все же они подтверждают их ногами. Очевидно, Беларусь имеет благоприятные условия, включая относительно хорошую инфраструктуру, социальные пособия, отсутствие национальной напряженности и т.д.".

Разумеется, кроме этих, достаточно комплиментарных для нашей страны сведений, американский ученый подвергает серьезному анализу и другие аспекты, в том числе и сегодняшние белорусско-российские взаимоотношения.

Григорий Иоффе говорит об ошибке Запада, который поддержал "вестернизирующих националистов", даже при том, что эти самозваные представители являют собой наихудший для Беларуси вариант. "Это может быть стратегической ошибкой со стороны западных тактиков, чье прочтение событий в Беларуси зависит от клише времен "холодной войны".

Что ж, думается, многим стоит прислушаться к главному совету уважаемого профессора из Рэдфордского университета - понимать Беларусь исходя из реалий самой Беларуси, отделяя зерна от плевел.

...За 1990-е годы Беларусь сохранила индустриальный акцент в своей экономике. К примеру, на ее долю приходится более половины мирового производства электронных микрочипов. Экономика Беларуси необычайно открыта: в 1999 году экспорт составлял 55 процентов по индикатору GDP, что характерно для экономически развитых стран мира.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter