Стартовый капитал

Что сдерживает развитие придорожного сервиса?

Что сдерживает развитие придорожного сервиса?


Четыре года назад могилевский предприниматель Виктор Борисов стал подыскивать помещение под небольшую гостиницу возле трассы. Объездил окрестности города, изучил множество вариантов и остановился на заброшенной животноводческой ферме, расположенной почти у дороги. Но цена развалюхи заставила тогда предпринимателя отказаться от затеи. Недавно, услышав о льготах для желающих заняться придорожным сервисом, Виктор опять загорелся: подыскал заброшенный клуб в деревне. Однако, прикинув сумму, необходимую на ремонт, он вновь отказался от своих планов. Пришел к неутешительному выводу: сделать деньги на бизнесе, «завязанном» на недвижимости, сегодня не получится. Почему?


На этот вопрос попытался ответить другой житель Могилева Алексей Можейко, тоже мечтающий о собственном деле. В качестве доказательства принес в корпункт «СБ» бизнес–план и поделился наболевшим. Специалист с высшим экономическим образованием, он решил оставить свой завод и построить придорожный отель. Знакомые строители взялись возвести простенький корпус на 10 номеров за 900 миллионов рублей. В то время как цены даже на коттеджи доходят до полумиллиона долларов, Алексей счел это большой удачей.


Но прежде чем окунуться в стройку, день просидел с калькулятором. Радостные надежды сменились разочарованием. Даже если от клиентов отбоя не будет (что на первых порах нереально), гостиница окупится не раньше, чем через десяток лет. И то лишь в том случае, если тратиться на себя ее владельцы не будут вовсе.


Только и этот расчет получился слишком оптимистичным. Посоветовавшись со специалистами, Алексей пришел к выводу: приличную гостиницу — с комнатой отдыха, баром, стоянкой для авто — за 900 миллионов сегодня никак не возведешь. Да и такой суммы у Алексея нет. Нужен кредит.


— Прибавьте в расходы немалые банковские проценты, — подбивал при мне затраты несостоявшийся владелец гостиницы. — Плюс налоги, расходы на мебель, сантехнику, посуду, белье, зарплату персоналу... Получается, и за 20 лет не рассчитаешься. А кто на такое время мне даст деньги?


В общем, со своего завода Алексею пока никуда!


Похожая проблема и у скромной пенсионерки Марии Скороходовой. Она хоть и не замахивалась на гостиницу, как Алексей, но одно время всерьез подумывала превратить доставшийся ей по наследству домик в деревне в усадьбу для туристов.


— Но как прикинула, во сколько ремонт обойдется, поняла сразу: прогорю, — вздыхает Мария Егоровна. — Ездить люди будут только летом, когда грибы да ягоды. Возможно, еще зимой — Новый год отмечать. В остальное время что в сельской глуши делать?


Теперь Мария Скороходова понимает, почему у большинства хозяев крестьянских усадеб все так дорого.


— Люди свои производственные затраты возмещают, — рассуждает она. — Мне кажется, что вообще все дорожает у нас исключительно из–за высоких цен на стройматериалы и недвижимость. — Одежда, обувь, продукты — для их производства помещения необходимы. А они у нас в последние годы стали слишком дорогими...


Может, и права пенсионерка? Гостиницы, кафе, магазинчики у трасс наверняка активнее бы открывались в привлекательных для туристов районах, если бы стоимость всего этого была доступнее.


Впрочем, директор фонда «Могилевоблимущество» Ирина Кучинская считает по–другому:


— Можно ведь не строить здание, а купить его. И не обязательно у самой трассы. На Могилевщине есть подходящие здания в радиусе километра–полутора от дороги. Некоторые из них будут проданы с аукциона по полной цене, другие — со снижением стоимости, третьи — по начальной цене в одну базовую величину. Чем не привлекательная возможность для желающего открыть свой бизнес? Другое дело, что он все равно потребует финансовых вложений. Примеров, чтобы, купив старое помещение, бизнесмен сразу мог начать работать, не найдете нигде. Недавно в Быховском районе были проданы несколько зданий для создания комплекса придорожного сервиса. Хозяину придется вложить в них немало денег, прежде чем они начнут действовать и приносить отдачу.


— Действительно, существует мнение, что именно высокая стоимость недвижимости существенно влияет и на рост цен в стране, и на нежелание бизнесменов заниматься определенными видами деятельности, — соглашается начальник отдела инвестиционной и инновационной деятельности комитета экономики Могилевского облисполкома Дмитрий Нименков. — Порой доходит до абсурда: здание находится в весьма неприглядном виде, а по документам стоит колоссальных денег. Причем никаких нарушений здесь нет: цены обоснованы, рассчитаны по коэффициентам и нормам, определенным законодательством. К сожалению, банки, выдающие кредиты бизнесменам, не учитывают того обстоятельства, что далеко не всегда вложения начинают сразу окупаться. Поэтому и не каждый предприниматель может сегодня рассчитывать на кредит. В Правительстве рассматривается возможность принятия нормативно–правового акта, который бы определял нормативные сроки окупаемости различных инновационных проектов. Если документ будет принят, то и объекты придорожного сервиса станет проще строить, приобретать и ремонтировать на заемные деньги.


Что ж, есть надежда, что нынешнее затишье в предпринимательской среде сменится деловой активностью. Во всем мире капиталы сколачиваются на протяжении многих лет упорным трудом. Часто — представителями нескольких поколений. Но прежде чем это произойдет, человеку надо помочь с первым капиталом — стартовым.


Справка «СБ»


В 2006 году на Могилевщине было открыто 8 придорожных кафе и ресторанов. В 2007–м — только 5. С начала 2008–го — 3. За 2,5 года в области открылась единственная придорожная гостиница — в 2007 году.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter