В БГУ подскажут, как привлечь инвесторов для реализации своих проектов

Стартап прилагается к диплому

По мировой статистике, четверть известных бизнес-проектов создавалась, когда их владельцы были студентами. В Стартап-центре БГУ изучили мировой опыт и уже два года помогают ребятам ориентироваться в потоке идей.


Из вуза в бизнесмены 

Началось все с программы, в основе которой лежит предложенная Министерством образования модель «Университет 3.0». Одним из этапов ее реализации в БГУ стало создание Стартап-центра. 

— Мы ищем инициативных людей с интересными идеями. Чтобы превратить задумку в интересный для инвесторов проект, нужно составить грамотный бизнес-план, — рассказывает руководитель Стартап-центра БГУ Дмитрий Микулко. — Мы долго изучали работу зарубежных центров, ездили туда на стажировку, пробовали внедрение различных моделей в своей работе. 


В инновационном центре работают с проектами по принципу «бережливого стартапа». Это теория американского предпринимателя Стива Бланка. Суть в том, что компании следует как можно раньше выйти из состояния «офисного стартапа в вакууме» и испытать свою бизнес-модель на реальных потребителях. Ребятам помогают найти ответ на вопрос, как проверить рынок, сделать первые предзаказы, подтвердить ценность идеи и найти инвестиции.

— В сентябре мы запустили молодежное предпринимательское движение Startup Space. Студенты и молодые преподаватели БГУ могут поучаствовать в тренингах, мастер-классах. Участники встреч узнают о базовых правилах формирования идеи, ее тестировании, самопрезентации и публичном выступлении, определении целевой аудитории и коммерциализации идеи. 

Любой стартап — это всегда неопределенность. Никогда не знаешь, идея выстрелит или угаснет на этапе формирования. Но в Стартап-центре БГУ убеждены: главное, сохранять веру в себя и любить то, что делаешь.

Зона успешного роста 

Добиться хорошего результата можно в любой отрасли: от сельского хозяйства до медицины. Казалось, во многих областях уже сложно что-то придумать, но молодежь все равно находит удачное решение. Дмитрий Микулко приводит в пример проект клининга комнат в общежитии. Перед тем как писать бизнес-план, участница стартап-школы провела маркетинговые исследования, которые показали, что на подобные услуги есть спрос. Данный сервис ориентирован на студентов, которые готовы заплатить определенную сумму за чистоту и уют. 

— Наша главная задача — развивать у молодежи предпринимательское мышление. Нужно понимать, что бизнесмен достигает больших успехов, когда у него не просто есть врожденная компетенция, но когда он ее совершенствует. Здесь важно не столько давать знания, сколько формировать умения, чтобы человек мог принимать решения и нести за них ответственность. Как добиться успеха? Верить в свою задумку, быть готовым к различным препятствиям, много учиться, гибко подходить к предложениям, не бояться ошибиться. Гладкого бизнеса не существует. Это подъемы и спады. У нас в одном проекте за пару месяцев несколько раз менялась идея, пока не пришли к пониманию, что на самом деле сейчас востребовано на рынке. 

В Стартап-центре сегодня применяют эффективную модель — систему резидентства. После отбора проектов экспертной комиссией начинается работа с резидентами по принципу трекинга. Сотрудники подключают свою экспертизу, партнерскую сеть и помогают начинающим предпринимателям достичь показателей, позволяющих либо создать устойчивую бизнес-модель, либо стать инвестиционно привлекательными.

Эффективность выбранного пути подтверждают компании, которые заняли свою нишу и в свое время прошли через образовательные программы Стартап-центра. 

— Часть участников мы перевели в резиденты, чтобы доводить их проекты до реальных результатов. В сентябре на предпринимательском форуме расширим направление своей работы. Есть конкретные планы, например, мы готовы вовлекать молодежь из других вузов. У нас создан проект корпоративной акселерационной программы с фабрикой «Спартак». Наши ребята предложили свое видение новой линейки молодежной продукции предприятия. Вскоре мы сможем попробовать новые конфеты, изготовленные по придуманной студентами технологии. Это отличная практика. Ребята-победители могут дополнить свое портфолио весомым результатом. 

Акселерационные программы будут развиваться. На практике это выглядит следующим образом: формируется набор команд, которые соревнуются между собой. Лучшее решение поставленной задачи финансируется компанией-заказчиком в виде призовых, а пилотный проект внедряется на производстве.


Сегодня резидентами Стартап-центра БГУ являются десять молодежных бизнес-идей. Начинающие предприниматели обращаются к вопросам экологии, образования, IТ-технологий, инженерии, сферы услуг. У первых резидентов Стартап-центра БГУ уже есть прибыль, продажи и зарегистрированный бизнес. Следующий шаг — привлечение инвестиций. Стартап-центр сейчас рассматривает варианты для новой просторной площадки — коворкинга. Ведутся переговоры с партнерами. 

Мировая практика показывает, что такая модель университета, как учебно-научно-инновационный комплекс, сочетающий фундаментальное образование, академическую науку с развитой сетью инновационных структур и стартап-школой, дает студентам экспертную и менторскую поддержку, а также возможность участвовать в мероприятиях, ориентированных на запросы предпринимателей. 

ТОП-5 РАЗРАБОТОК СТАРТАП-ЦЕНТРА БГУ

Land Scape (руководитель — Дмитрий Сандригайло). Проект направлен на восстановление грунта, загрязненного отходами нефтепродуктов, его очистку от битумных, мазутных, нефтешламовых и других веществ. Процесс включает извлечение жидких и твердых отходов нефтепродуктов и обработку загрязненных грунтов специальными микроорганизмами, которые способны поглощать «вредные» остатки. Полученные отходы частично перерабатываются в гидроизоляционные материалы и грунтоматериал, который в дальнейшем можно использовать для дорожного строительства.

• BSU Clean (руководитель — Диана Ковалева). Сервис клининга комнат в общежитиях. Стоимость услуги зависит от типа общежитий: коридорного, блочного или квартирного. Например, уборка блока к выселению начинается от 70 рублей. 

• Clod (руководитель — Артем Лебедев). Онлайн-приложение специализируется на поиске и выборе одежды. По сути, это персональный стилист прямо в телефоне. Клиенту нужно пройти опрос, с помощью которого специалист видит его параметры, предпочтения и бюджет. После этого стилист составляет несколько образов, учитывая параметры и предпочтения клиента, и отправляет их по электронной почте с полезными ссылками. 

• Timetable (руководители — Игорь Панченко и Алексей Ушков). Приложение и веб-страница расписания занятий для БГУ и других университетов. Основная проблема, которую решает приложение, — удобное расписание с возможностью записи домашнего задания и общения с преподавателями. 

• «Цифровой юридический консультант» (руководитель — Екатерина Ульянова). Сервис для автоматизации правовых практик и сокращения издержек при принятии решений студентами в Юридической клинике БГУ, юристами, профессионально оказывающими услуги в сфере трудового права. Разработка сервиса помогает сократить время, затрачиваемое на подготовку консультаций, и автоматизировать процессы их подготовки, а также повысит точность принимаемых решений и снизит риски возможных ошибок.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter