Старший сержант Богомолов всегда в строю

— С тех пор не пропустил ни одного номера, — говорит Алексей Михайлович. — Считаю, что каждый уважающий себя специалист — будь то преподаватель БГСХА или аграрий-практик — просто обязан читать это издание! Ветеран Великой Отечественной войны и сам был постоянным автором нашей газеты. Многие из своих публикаций ученый хранит до сих пор. Одна из его первых статей, опубликованная в 1955 году, называлась «За высокий урожай озимой ржи». В ней тогдашний руководитель Беняконской сельскохозяйственной опытной станции поделился своим опытом выращивания белорусского хлеба.

Почетный профессор Белорусской государственной сельхозакадемии читателем «Белорусской нивы» стал в 1948 году!

— С тех пор не пропустил ни одного номера, — говорит Алексей Михайлович. — Считаю, что каждый уважающий себя специалист — будь то преподаватель БГСХА или аграрий-практик — просто обязан читать это издание! Ветеран Великой Отечественной войны и сам был постоянным автором нашей газеты. Многие из своих публикаций ученый хранит до сих пор. Одна из его первых статей, опубликованная в 1955 году, называлась «За высокий урожай озимой ржи». В ней тогдашний руководитель Беняконской сельскохозяйственной опытной станции поделился своим опытом выращивания белорусского хлеба.

Все дороги вели в Горки

Несмотря на почтенный возраст — а свое девяностолетие он отметил еще год назад! — Алексей Михайлович по-прежнему бодр, подтянут и полон жизненной энергии. «Так получилось, —  говорит, — что судьба привела меня в Горки трижды». Первый раз — в 1938-м, когда абитуриента московской «Тимирязевки», которого практически зачислили на агрономический факультет академии, «перевербовали» в Горецкий сельхозинститут — так до войны именовался старейший аграрный вуз страны.

— Учеба мне давалась легко, — вспоминает Богомолов. — За годы студенчества, за исключением одной четверки, все экзамены сдавал только на «отлично»!

Как признал Алексей Михайлович, культурная жизнь в Горках намного отличалась от столичной. Потому, приезжая в Москву к родным на каникулы, старался не пропустить премьеру в Большом театре или попасть в Третьяковскую галерею. «Однако это совсем не значило, что преподавателям и студентам было чуждо искусство. Например, до войны мы своими силами ставили оперы. Одну из них — «Запорожец за Дунаем» — как раз 22 июня 1941-го должны были везти на ВДНХ. Уже и декорации были готовы, и репетиции завершены. Но собираться пришлось на войну…», — вспоминает ветеран.

После Победы, не скрывает Богомолов, была новая попытка попасть в Тимирязевскую академию на плодоовощной факультет, о котором когда-то мечтал. Уже и заниматься в Москве начал, но ректор Горецкого института позвал талантливого студента назад. Богомолов, оценив перспективы, прикинул, что дипломированным специалистом на белорусской земле станет намного раньше, и это стало одним из главных аргументов «за».

В Горках пришлось не только учиться, но и восстанавливать разрушенные корпуса, жилье. А в первую послевоенную весну — перекопать вручную Ботанический сад в поисках редких растений, которые были практически уничтожены фашистами.

— После того как получил диплом, отправился на работу на Беняконскую опытную станцию, которая находилась в Гродненской области, недалеко от границы с Литвой, — рассказал Богомолов.

Это было время большого труда и открытий. Результатом научных поисков ученого и его коллег стало появление в 1953 году нового сорта озимой пшеницы, которую назвали «беняконская». «Он был районирован в разных областях Беларуси, а со временем высевался на территории свыше 1 миллиона гектаров. Практически каждая вторая буханка хлеба в республике выпекалась из «нашего» зерна», — отметил ученый.

В том же году Алексея Михайловича назначили директором Беняконской опытной станции. Когда же там стало тесновато и сотрудникам, и самим культурам, по предложению Богомолова в Щучине была создана Гродненская областная государственная опытная станция. Однако огромная хозяйственная ноша не давала возможности отдавать любимой науке столько сил и времени, сколько хотелось. Потому, когда ученому предложили возглавить кафедру селекции и семеноводства в БГСХА, он согласился. Решение поддержала и жена, Мария Трифоновна. Так в 45 лет он снова вернулся в Горки.

История в объективе

В личном архиве пенсионера около 500 его работ, часть которых напечатана на страницах «Белорусской нивы». Еще 26 огромных фотоальбомов, где за каждым из снимков — своя история, определенный этап жизни. Некоторые из фотографий  стали иллюстрацией к газетным публикациям Алексея Михайловича. А часть — просто хранят воспоминания о буднях и праздниках, близких и родных. «Это — коллектив нашей опытной станции, вот здесь мы проводим научные эксперименты на опытной делянке», — перелистывает страницы альбома Богомолов. Любовь к фотографии, говорит, началась у него без малого восемьдесят лет назад — когда отец подарил сыну-семикласснику первый в его жизни фотоаппарат.

— Благодаря этому увлечению я в студенческие годы и с будущей женой познакомился, — поделился пенсионер. — Как-то девчонки из другой группы попросили, чтобы я их сфотографировал. А у нас в фотокружке процесс проявки и печатания карточек был поставлен на поток: у каждого из ребят своя обязанность. Они сделали снимки и стали рассуждать, какая из девушек красивее. Я тоже присмотрелся. Когда пошел фотографии отдавать, убедился, что понравившаяся всем Мария на самом деле очень хороша! Так и завязались отношения, закончившиеся свадьбой. Вместе мы прожили более шестидесяти лет, вырастили троих детей, которые подарили нам пятерых внуков. А теперь я уже и прадед: у меня восемь правнуков и правнучек!

Поклонники исторической фотографии знают Алексея Михайловича и как автора уникальных военных кадров, сделанных весной в 1945-м на улицах Берлина. Старшему сержанту 544-го стрелкового полка 152-й Днепровской стрелковой дивизии повезло: в разрушенном магазине немецкой столицы он нашел два новых фотоаппарата и сразу пустил их в дело, снимая однополчан, уличные сценки в городах Германии, Чехии. Сегодня один из тех фотоаппаратов — «Альтифлекс» — хранится у племянника Богомолова. Второй он передал музею Белгоссельхозакадемии, а негативы подарил Белорусскому государственному архиву кинофотофонодокументов. В год 65-летия Победы выставки его фоторабот, сделанных без военной цензуры, с большим успехом прошли во многих выставочных залах, музеях и библиотеках республики.

— А сейчас снимаю современным цифровым фотоаппаратом, в основном — своих правнуков, — рассказал Алексей Михайлович.

Выше агронома звания нет!

Кавалер многих боевых и трудовых наград, среди которых ордена Славы 3-й степени и Трудового Красного Знамени, Знак Почета, медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга» и другие, самым главным и почетным для себя считает звание «Заслуженный агроном БССР». И любовь к главному делу своей жизни старался передать студентам.

— Первый день учебы мои первокурсники всегда проводили на опытных делянках, определялись с выбором будущей темы дипломной работы. А последующие пять лет делали расчеты, ставили эксперименты, так что к моменту защиты накапливали огромный практический и научный материал, — отмечает Богомолов.

Преподаватель разработал и собственный метод поэтапной сдачи зачетов, давая возможность студентам лучше усвоить пройденный курс. Коллеги только удивлялись такому большому количеству хороших оценок, но Алексей Михайлович знал: все они — заслуженные. Разработать новый сорт, считает ученый, — это, конечно же, важно. Но не менее важно и подготовить селекционеров, которые станут настоящими специалистами своего дела. В числе его учеников — академик НАН Беларуси, иностранный член Российской академии сельскохозяйственных наук и Украинской академии аграрных наук, доктор сельскохозяйственных наук профессор Станислав Гриб, первый заместитель НПЦ НАН Беларуси по земледелию, доктор сельскохозяйственных наук Михаил Кадыров, заведующий лабораторией озимой ржи НПЦ НАН Беларуси по земледелию, доктор сельскохозяйственных наук Эрома Урбан.

В том, что сегодня урожайность зерновых достигает 40 и более центнеров с гектара, уверен Богомолов, есть немалый вклад ученых Белгоссельхозакадемии, в том числе его коллег — Анварбека Латыпова, Григория Таранухо, Валерия Караульного, Роберта Вильдфлуша, Анны Горбылевой и многих-многих других. Только за последние 5 лет ученые академии получили свыше 140 патентов Республики Беларусь, издали 58 монографий, 164 учебника и учебных пособия. Их силами создано 117 видов научно-технической продукции, в том числе 18 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.

С довоенного времени, когда Алексей Богомолов только переступил порог академии, здесь изменилось многое. Сегодня БГСХА — это настоящий «город в городе», в котором  десятки учебных и жилых корпусов, опытные хозяйства и лаборатории, современные Дом культуры и спорткомплекс. Неизменным остается одно: звание выпускника Белгоссельхозакадемии — это своего рода «бренд», которым гордятся вчерашние студенты.

К слову, за свою 170-летнюю историю БГСХА подготовила свыше 82 тысяч дипломированных специалистов. И каждый из них внес свою лепту в развитие сельского хозяйства страны.

Светлана МАРКОВА, «БН»

НА СНИМКАХ: Алексей БОГОМОЛОВ вместе с «Белорусской нивой» — более 60 лет; старший сержант Богомолов дошел до Берлина.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter