Старший по деревне

У горожан немало адресов, по которым можно обратиться за решением житейской проблемы. А в деревне?

Течет на кухне кран — звоним в ЖЭС. Бьет по нервам разбитая дорога — пишем письмо в райисполком. Есть еще министерства, телефонные «горячие линии», запись на прием к чиновнику... В общем, у горожан немало адресов, по которым можно обратиться за решением житейской проблемы. А в деревне? Там есть старейшина, который и колодец поможет отремонтировать, и дрова на зиму найдет, и с руководителем хозяйства договорится, чтобы технику для уборки урожая вовремя предоставили.


Таких защитников интересов односельчан только в Витебской области более трех тысяч. И сталкиваться им приходится с различными ситуациями. К примеру, жительница деревни Свеча Бешенковичского района Любовь Бычкунова не так давно помогла милиции задержать преступника. Заезжая мошенница обокрала пенсионерку, прыгнула в машину и была такова. Бдительная старейшина, осознав, что остановить воровку не получится, запомнила номер автомобиля. Преступницу и ее подельников поймали. Выяснилось, что на совести криминальной дамы целая череда преступлений...


Конечно, подобный экстрим — редкость. Но чем по долгу службы приходится заниматься деревенским старейшинам? Какими полномочиями они наделены и действительно ли могут решить любую деревенскую проблему? За ответами на эти вопросы я отправился в Свечу — к Любови Бычкуновой.


Встретила меня Любовь Алексеевна строго. Первым делом потребовала редакционное удостоверение.


— Мошенников, желающих облапошить сельских стариков, слишком много развелось, — объяснила мне после ознакомления с документом. — Всегда предупреждаю земляков о том, чтобы не открывали посторонним дверь. Вот и вы уж, пожалуйста, не обижайтесь...


В Свече более 300 жителей. Долгое время Любовь Бычкунова работала здесь ветврачом, затем руководителем местного хозяйства. Пять лет назад вышла на пенсию. Человек образованный, уважаемый, неравнодушный к чужим проблемам — все эти качества и оценили земляки, выдвинувшие ее кандидатуру в старейшины. С тех пор присматривает Любовь Алексеевна в деревне за порядком.


Взяв в руки толстую тетрадь, она приглашает вместе прогуляться по Свече, поговорить с местными жителями. Заодно будем выполнять поручение сельсовета — отмечать, сколько на каком подворье свиней, кур, коров, каким наделом владеют хозяева, какие плодовые деревья и ягодные кусты растут на приусадебном участке.


— Эти цифры нужны, чтобы видеть, как меняется ситуация на селе, — по дороге к первому дому объясняет моя собеседница. — А для меня это еще и повод побеседовать с людьми, узнать, что их сегодня беспокоит. Приедет высокое начальство — сельчане могут и промолчать о своих проблемах. А со мной говорят обо всем, ничего не скрывая. Я ведь им не чужой человек.


В том, что в любом доме Любови Алексеевне рады, понятно по улыбчивым лицам сельчан.


— Без Алексеевны мы как без рук, — по–деревенски прямо говорит Зоя Крышина. — По разным вопросам к ней обращаемся. Всегда придет на выручку.


— Самое главное — человек она пробивной, — поддерживает землячку Василий Низовцов. — Другой на ее месте, может, и не стал бы отстаивать свою точку зрения. А она всегда за нас горой! Недавно обвалилось колодезное кольцо. Вместе написали письмо в сельсовет, и уже через несколько дней работники «Водоканала» все починили.


Терпения людям от земли не занимать. Но в них нет, пожалуй, свойственного для горожан упорства в отстаивании своих интересов. Чиновников постесняются лишний раз беспокоить. Да и четко выразить свою просьбу не всегда способны. Старейшина в таком случае — палочка–выручалочка. К ней даже не нужно заранее записываться на прием.


Своими невзгодами жители делятся со старейшиной, встретив ее на улице, в магазине или на почте. А наболевшие вопросы часто обсуждают... в поле, во время обеденной дойки коров.


— Любые проблемы решаемы. Если не с помощью сельсовета, то в райисполкоме поддержат. У нас ведь общая задача — сделать жизнь на селе более комфортной, — рассуждает Любовь Алексеевна. — Некому было работать в фельдшерско–акушерском пункте — обратилась на «прямую линию» к руководству Бешенковичского района. Ситуацию тут же исправили. Понадобилось нам новое пастбище для выпаса скота — предоставили. Одинокая пенсионерка жила в хате, принадлежащей хозяйству. Когда своими глазами я увидела черноту и сырость, съедающие покосившийся домик, обратилась к председателю сельхозпредприятия. Сельчанке дали однокомнатную квартиру в двухэтажном доме. На участке другого пенсионера вот–вот должно было упасть дерево, которое росло рядом с линией электропередачи. Приехали специалисты и спилили.


Но не все, разумеется, удается сразу. Давно обещают заасфальтировать улицу, по которой после дождя невозможно пройти, а воз и ныне там. Не решается вопрос с ночным освещением: фонари есть, но не работают. Были летом перебои с подвозом на пастбище воды...


Участковый инспектор Сергей Мамойко считает старейшин внештатными сотрудниками милиции:


— Это, без преувеличения, наша поддержка и опора. Вместе следим за неблагополучными семьями и за скандалистами. Общими силами боремся с алкоголиками. Если в какой–то деревне произошло ЧП, участковый в первую очередь к старейшине обращается.


А ведь работают старейшины, считай, на чистом энтузиазме. Зарплаты им за это не положено. Так же, как и односельчане, трудятся на земле, ведут подсобное хозяйство. Может, только инициативнее других да острее переживают человеческую боль... На таких и держится деревня.


Компетентно


Александр Атясов, председатель Витебского областного Совета депутатов:


— На Витебщине более 6 тысяч населенных пунктов. Уследить за всем, что происходит в каждом из них, немногочисленные сельские Советы не в силах. Здесь и приходят на помощь добровольцы с активной жизненной позицией — старейшины. Это энтузиасты, готовые брать на себя большую ответственность перед односельчанами. Ежегодно из областного бюджета направляются деньги на их материальную поддержку. В нынешнем году облисполком выделил на это 640 миллионов рублей. Цифра на следующий год будет еще больше. Конечно, это очень скромное вознаграждение. Главной наградой для старейшин остаются почет и уважение сельчан и местной власти. К ним прислушиваются и в райисполкоме, и в облисполкоме. Без поддержки старейшин сегодня трудно работать и председателю сельсовета, и участковому.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter