Старший брат писал гимны. Младший - шифровки

Поверить в то, что рассказывает Михалков-младший, почти невозможно.
Поверить в то, что рассказывает Михалков-младший, почти невозможно. Не поверить - можно ненароком обидеть заслуженного человека. В любом случае слушать

его крайне интересно. Хотя еще раз подчеркнем - поверить во многом трудно...

Из троих братьев Михалковых, Сергея, Александра и Михаила, читателям больше знаком старший - Сергей Михалков, автор любимого малышами разных поколений "Дяди Степы", а также текстов государственных гимнов СССР и России. Между тем его младший брат Михаил - не просто поэт-песенник, журналист и прозаик, автор более 150 книг, авторских пластинок, но и человек удивительной судьбы.

В молодости он был военным разведчиком. Под личиной гитлеровского офицера добывал для нашей армии ценнейшие сведения, работал с Берией, Абакумовым, прошел через фашистские лагеря и... через камеру пыток в "Лефортово", несколько лет работал с известным на весь мир польским магом и гипнотизером Вольфом Мессингом.

Изобретатель инкубатора

- В роду Михалковых были военные, ученые, помещики. Ваш четырежды прадед Петр Дмитриевич Михалков в 1678 году служил солдатом Семеновского полка у Петра I. Ваш дед Сергей Владимирович Михалков был почетным мировым судьей Рыбинского округа, потом ярославским губернским предводителем дворянства. А вот о вашем отце известно очень мало.

- Мой отец до революции был крупным юристом и коннозаводчиком. Посланный советским правительством в Пятигорск, стал основоположником колхозного птицеводства - он изобрел и построил первый советский инкубатор. В семейном архиве у нас хранится газета 1919 года, где на развороте дан чертеж этого инкубатора и написано, что автор проекта - инженер Владимир Александрович Михалков.

Когда отмечалось столетие отца, в сельхозакадемии имени Тимирязева была устроена выставка из почти полусотни его книг...

- Михаил Владимирович, это правда, что ваш отец встречался с Лениным?

- Правда. Мне рассказывали, что Ленин вызвал моего отца: "Я рад, что вы остаетесь в России. Но я вас вызвал по другому, очень серьезному вопросу..."

Он познакомил отца с Дзержинским, Свердловым, сказал, что отдал приказ об охране имений отца. А потом Ленин заявил: "Завтра мы собираемся расстрелять весь царский генералитет... Как вы на это смотрите?" Отец не побоялся высказать свое отрицательное отношение: "Эти люди присягали царю, а потому не имеют к рабоче-крестьянской власти никакого отношения. Они служили России. Считаю их расстрел преждевременным, тем более что Антанта наверняка еще обрушит свой удар на новую власть в России. Кто будет противостоять профессиональным кадрам противника? Крестьяне в лаптях? В штабах дивизий и полков должны быть генералы..."

И отец поручился за десять человек из генералитета в том, что они никогда не эмигрируют, никогда не будут воевать против новой власти. Среди них был генерал Лермонтов - племянник великого поэта, он состоял в охране царского дворца. И тоже был коннозаводчиком, как отец. Мы дружили семьями... Всех этих людей под матросским конвоем отправили из Шлиссельбургской крепости по своим имениям под домашний арест.

Краснова и Шкуро отец тогда не назвал. Они были отпущены под подписку, но потом ушли на Дон... Я их потом допрашивал на Лубянке. Генералы были связаны не только с белым движением, но и с фашистской армией...

Трудно быть Лермонтовым в России

- А вам известно, как сложилась позже судьба генерала Лермонтова?

- Это интересная история. В конце сороковых годов, после того как меня освободили из "Лефортово", я поехал в один из пятигорских санаториев подлечиться, чувствовал себя неважно, плохо ходил. И вдруг мне говорят, что меня ищет старичок по фамилии Лермонтов. Он и называл меня по-старому - Михалков, с ударением на втором слоге. "Ваш отец спас меня от расстрела", - сказал он. Лермонтов был сильно потрясен: три его сына были повешены фашистами как белорусские партизаны, но фотографию их ужасной казни, казни потомков великого поэта, отказались принять у него в пятигорском Музее М.Ю.Лермонтова. Старик даже заплакал, рассказывая мне это. Кстати, он всего за три дня до той нашей встречи вернулся из Магадана. Шел ему в то время 102-й год, жене было 96...

- Получается, и он разделил судьбу "старых специалистов"?

- Лермонтов рассказал, что арестовали их с женой в 1937 году, а помог освободиться им муж дочери - главный прокурор города Гродно.

Я побывал в маленькой подвальной комнатушке, где поселили Лермонтовых. Вместо стекол в окна вставлена слюда. Мы присели на ящик, который служил стулом. Тут же суетилась его жена. Мы ели вареную картошку с хлебом и беседовали. Из мебели в комнате были только стол и царских времен сундук.

Помню, меня поразили фотографии царского и советского времени, которые сохранила дочь бывшего генерала. Вот Лермонтов открывает дверцу кареты Николая II... Потом пошли фото гражданской войны. Оказалось, именно Лермонтов командовал Первой конной армией у Тухачевского. Легенда же о бравом командарме Буденном - чистейший вымысел. Семен Михайлович командовал корпусом под началом Лермонтова. На одном из снимков сидит Тухачевский и слушает доклад своего начальника штаба Ворошилова... Видел я и фотографии повешенных сыновей Лермонтова...

Мы сделали копии снимков и я в Москве показал их моему брату Сергею Михалкову. На другой день он в Кремле отдал их Ворошилову, с которым дружил.

В апреле 1951 года я снова приехал в Пятигорск, встретился с внуком Лермонтова - лейтенантом танковых войск. Вместе мы пришли к его старикам, уже в новый дом. Лермонтов заплакал, увидев меня. Открыл дверцу шкафа: "Вот, Сталин дал..." А там висит форма генерал-полковника. Потом рассказал, что к нему тогда пришли начальник местного КГБ, начальник УВД, секретарь обкома партии, поинтересовались здоровьем, а затем выдали ему 10 тысяч рублей - огромные по тем временам деньги - и помогли доехать до Москвы.

В экспозиции пятигорского музея поэта разместили генеалогическое древо Лермонтовых, фотографии повешенных.

- Михаил Владимирович, значит, генерал Лермонтов занял достойное место среди своих сослуживцев - Буденного, Ворошилова?..

- Занял? Я до сих пор помню одно фото - Лермонтов сидит во всем кожаном, на его груди четыре ордена Красного Знамени, пятый орден - на эфесе шашки. Справа от него сидит Буденный с одним орденом, слева - Ворошилов, тоже с одним орденом.

Маршал Советского Союза Тухачевский доложил Сталину, что Ворошилов абсолютно несведущ в военных делах. Позже жизнь доказала его правоту: и Ворошилов, командовавший войсками на северо-западном направлении, и Буденный, командовавший нашими южными направлениями, - оба провалили свои участки, пришлось их срочно заменять. Но скольким людям это стоило жизни... Оба, правда, потом были назначены: один - членом Государственного комитета обороны, другой - членом Высшего военного совета наркомата обороны СССР. После войны у Ворошилова было восемь орденов Ленина. За что?..

Как Михалков работал Штирлицем

- Михаил Владимирович, расскажите теперь о себе. В 1941 году вам едва исполнилось 19 лет, а вы уже были кадровым пограничником. Как это получилось?

- Зимой 1930 года отец сильно заболел и попросил моего старшего брата Сергея забрать меня к себе в Москву. В Пятигорске меня обучали дома, поэтому в Москве я сразу пошел в четвертый класс, где ученики были старше меня на два года.

После получения аттестата зрелости меня приняли в пограншколу НКВД, так как я отлично знал немецкий язык. Окончил я ее в 18 лет и получил направление в город Измаил. Бои... окружение... фашистский лагерь. Потом побег, расстрел... Снова лагерь, снова побег и снова расстрел. Как видите, я остался жив.

- Разведчики не любят предавать широкой огласке свое военное прошлое, но, насколько я знаю, вам довелось работать в руководстве легендарного днепродзержинского подполья, а потом, выдавая себя за гитлеровского офицера, добывать ценные для нашей армии сведения...

- Да, мне довелось выдавать себя за офицера эсэсовской дивизии "Мертвая голова", потом "служить" в танковой дивизии СС, немецкой разведшколе в Познани...

25 февраля 1945 года с приближением Красной Армии немецкая разведшкола снялась и заняла оборонные рубежи, но наша 8-я Гвардейская армия окружила город. Во время боя я, зная пароль, перешел линию фронта к нашим...

Сначала меня, конечно, приняли за фашиста, тем более что поначалу я не мог снова начать говорить по-русски, акклиматизировавшись в немецкой среде. Посадили в яму в наручниках и кандалах. Когда все прояснилось, я работал переводчиком в СМЕРШе, откуда меня отозвали в Москву.

Полгода я выполнял задания Берии. А потом... Потом Берия обвинил меня в том, что якобы в фашистской разведшколе я готовился для заброски в наш тыл. Я отказывался от этой глупости и не подписывал протоколы моего допроса. Даже когда меня бросили в камеру пыток в "Лефортово", где я пробыл более трех лет. Но я всегда верил, что справедливость восторжествует...

Куратор Мессинга

- Это правда, что от КГБ вы курировали известного немецкого мага и гипнотизера Вольфа Мессинга, бежавшего в конце 30-х годов в СССР от преследований Гитлера?

- Правда. Уже в 22 года у Мессинга была мировая известность. Эйнштейн и Фрейд помогли ему в детстве развить свои необычные способности ясновидца и гипнотизера. К нему обращались люди с просьбами уладить семейные неурядицы, найти пропавшие вещи, преступников, украденные деньги. Он никому не отказывал. В 1937 году Мессинг предсказал начало Второй мировой войны и разгром фашизма, если Германия нападет на СССР. Гитлер счел его врагом номер один и назначил большое вознаграждение за арест.

По фотографии Мессинга опознали и неожиданно свалили с ног. Очнулся он уже в камере. Сосредоточился, собрал всю волю в кулак и мысленно приказал всем охранникам собраться в его камере. Сам вышел из нее, запер на ключ и был таков. Через Буг он переплыл на советскую землю.

- И советские руководители-материалисты поверили в необычные способности Мессинга?

- Сталин долго беседовал с ним, потом в шутку спросил: "А вы, товарищ Мессинг, сможете выйти из Кремля, если я не подпишу ваш пропуск и вдобавок предупрежу охрану?.." Через некоторое время Мессинг стоял через дорогу от Кремля, как раз напротив сталинского кабинета. Вождь махнул ему рукой: "Давай обратно!"

- Чем же занимался маг во время войны?

- Его эвакуировали в Новосибирск, где на свои средства он построил два военных самолета для Красной Армии. Он часто выступал перед ранеными, перед военными, рабочими, студентами. И всегда пользовался огромным успехом.

На сцене Мессинг мог окостенеть - затылок и пятки клал на стулья, из зала вызывался тучный мужчина, которого заставляли садиться на Мессинга. Маг даже не прогибался. Мессинг лечил людей от алкоголя и курения. Он мог парализовать мозг любого человека, мог даже давать задания собаке, находящейся в соседней комнате.

- А использовались ли способности Мессинга спецслужбами СССР?

- Однажды мы с ним приехали в одно из военных училищ, где готовили будущих разведчиков. Мессинг побеседовал с одним курсантом и потом посоветовал генералу: "Надо проверить парня в экстремальных условиях во время сна. Я полагаю, он будет во сне говорить по-русски, хотя и знает два иностранных языка, а значит, его могут разоблачить. Дело в том, что индукция мозга в экстремальных условиях выплескивает национальные рефлексы".

Потом Мессинг побеседовал с другим курсантом. "А этот молодой человек очень своеобразный. У него аналитический ум, отличная память, волевой характер, но его главное качество - высочайшее самообладание. В экстремальной ситуации он в долю секунды сможет найти единственно правильный выход и этим избежит смертельной опасности..." Этим курсантом был будущий легендарный разведчик Николай Кузнецов...

Несмотря на преклонный возраст - а в прошлом году Михаил Михалков отметил свое восьмидесятилетие, - он полон энергии и творческих замыслов. В 2002 году у члена Союза писателей России, почетного академика Пушкинской академии вышло семь книг, в этом году готовятся к печати еще три.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter