Забавные факты об оживающих рисунках

Старший брат большого кино

28 октября — Международный день анимации. Праздник тех, кто имеет отношение к этому виду искусства. А значит, всех нас. Можно сколько угодно строить из себя взрослых, но невозможно представить детства, в котором нет мультфильмов. Рисованные и кукольные персонажи — наши первые друзья.

Оптический театр светящихся пантомим

Среди многообразия форм и жанров анимация подобна характерному десерту, детским сладостям. Сравнение более чем уместное, ведь родилась она в упаковке из‑под печенья. В железную коробку предприимчивый француз Эмиль Рейно поместил вращающийся зеркальный барабан, благодаря которому необычное устройство позволило просматривать на прозрачной ленте фазовые нарисованные картинки, создающие иллюзию движения. 20 июля 1877 года Рейно представил изобретение членам Французской академии, а уже 30 августа получил патент на свое детище — праксиноскоп.

Рисованные картинки чудесным образом ожили почти на два десятка лет раньше, чем братья Люмьер презентовали кино! Разве можно, зная об этом, назвать мультипликацию младшим братом большого экрана? Тем не менее потребуется еще 15 лет, чтобы сделать изобретение прибыльным. 28 октября 1892 года в парижском музее Гревен, который привлекал публику восковыми фигурами, Рейно представляет зрителям свою модернизированную установку, на этот раз именуемую оптическим театром. Он проецирует на экран движущиеся изображения, которые называет светящимися пантомимами. Сегодня именно эту дату считают днем анимации.

Усовершенствованное устройство Рейно позволяет превращать динамичные зарисовки в целые фильмы. Простые сюжеты занимают более пяти минут, а сами сеансы длятся четверть часа! При этом каждый кадр искусно нарисован Рейно вручную, а для усиления эмоционального зрительского эффекта изобретатель поручает написать музыку. Автором первых в истории саундтреков является композитор Гастон Полен.
В конце ХIХ века оптический театр Рейно — шоу, способное конкурировать с несовершенным еще синематографом. 
За восемь лет представления посетит почти полмиллиона зрителей! Успех? Увы… Техническая сторона изобретения не имеет будущего. Оптический театр прикован к своей комнате в музее Гревен. С оригинальных световых пантомим невозможно сделать копии, а стало быть, продавать картинку... Перерисовывать вручную несколько сотен изображений — безумная идея с точки зрения экономических перспектив. Рейно пытается использовать черно‑белую фотопленку, но она не в состоянии передать нежные цветовые оттенки его фильмов. Коммерческая идея, пережив мимолетный успех, рушится под напором дешевизны и доступности кинематографа. Эмиль Рейно терпит крах. В отчаянии он продает свою оригинальную конструкцию старьевщикам и решает бросить пленки светящихся пантомим в Сену. Чудесным образом фатальной участи избегают два его фильма: «Вокруг кабины» и «Бедный Пьеро». Они сохранились до наших дней, и сегодня первые анимационные опыты доступны на просторах интернета.

Дело пионера анимации, однако, зашагает в ногу с техническим прогрессом. Не пройдет и десятка лет, как рисованные картинки появятся на кинопленке. Изначально это будут простые черно‑белые фильмы, которые пройдут с кинематографом весь путь, обретя сначала звук, а потом цвет. Рядом с рисованными героями появятся кукольные, пластилиновые, песочные, наконец, в конце ХХ века компьютерные… Они заживут самостоятельно, и по сравнению с традиционным кино мультфильмы сохранят в своих сюжетах больше задора и оптимизма. Ведь главные их зрители — дети.

Мультфильм своими руками

О своих анимационных опытах может рассказать едва ли не каждый школьник 1980‑х. 
Во времена, когда визуальные технологии были уделом редких профессионалов, детвора создавала свои домашние мультики при помощи общедоступных вещей — блокнота и карандаша.
Изначально отправлялись в магазин за подходящим блокнотом. Формат искали небольшой, а вот листов выбирали побольше. Именно число страничек определяло количество кадров, а стало быть, длину сюжетной истории. Затем кто дома, кто прямо на уроке начинал рисовать. Каждую картинку юные мультипликаторы делали вручную, почти как Эмиль Рейно. По всем техническим канонам кадр на следующем листке лишь немногим отличался от предыдущего. Работа скрупулезно‑монотонная, казалось, способна навеять скуку… Однако это ведь не дроби считать. Желание удивить одноклас­сников обеспечивало запас терпения и добавляло азарта. Полноценно заполнить 40—90 страниц удавалось за час‑другой. Теперь наступало время «оживления». 
Блокнотик выгибался, словно колода карт, и аккуратно большим пальцем отпускались страницы. Герои истории приходили в движение, общались между собой. 
Визуальный эффект позволял в течение нескольких секунд просмотреть импровизацию юного аниматора. Сюжеты в таких детских историях чаще всего бывали боевые. Нарисованные человечки стреляли из пистолетов, размахивали саблями, по листику ездили танчики, а самолеты сбрасывали бомбочки… Игра в войнушку — одно из любимых увлечений давней детворы — перебиралась на страницы блокнотов.

Мы рисовали свои истории и не знали: оказывается, блокноты‑мультики были придуманы художниками еще в начале ХХ века. Изначально они создавались для детей и позволяли надолго увлечь ребятню доступностью собственного производства мультфильмов. Сегодня подобные необычные блокноты снова вошли в моду. Их выпускают на промышленной основе, превращая в трогательные сувениры. С помощью рисованных историй можно объясниться в любви или даже сделать небольшой подарок. Под это дело приспосабливают специальную коробочку, вмонтированную на последних страницах мульт­блокнота.

КСТАТИ

«Я поэт, зовусь я Цветик. От меня вам всем приветик!» или «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный...» — кто не помнит с детства эти веселые рифмы? В нынешнем году отечественная мультипликация отметила полувековой юбилей. Первенцем на «Беларусьфильме» стала одна из серий цикла «Приключения Незнайки и его друзей» — «Незнайка‑поэт». К сожалению, в титрах мультфильма наша студия не упоминается, все лавры собрало общесоюзное объединение «Экран». У истоков белорусской мультипликации стояли переехавшие из Душанбе в Минск супруги Владимир Голиков и Марта Лубяникова.

О любимых мультфильмах мы знаем все. Но можем узнать и еще немножко:

Чебурашка наш герой. Нарисовал культового мультперсонажа уроженец Минска Леонид Шварцман. А вот сценаристы явно начебурашили… Внимательные зрители вспомнят, как Чебурашка в первой серии читает объявление Крокодила Гены. Во второй — табличку, с которой пионеры идут собирать металлолом… А вот в четвертой… вдруг не может осилить короткую телеграмму! С грустью признается, что не умеет читать! От такой новости Гене остается только в обморок упасть.


♦ Богатенький Буратино может только позавидовать Скруджу Макдаку. В 2007 году городской совет шотландского Глазго включил Скруджа в список выдающихся горожан. Неудивительно. В том же году именно Макдак возглавил список пятнадцати самых богатых вымышленных персонажей по версии журнала Forbes. Купаться в золоте даже в мульт­фильмах удается не каждому.


♦ Фразочку «ничего не понимаю», с которой ведут следствие незабвенные Колобки, авторы мульт­фильма позаимствовали у директора киностудии. Начальник имел привычку отчитывать подчиненных примерно таким образом: «Обед уже пять минут как закончен, а никого на рабочих местах нет! Ничего не понимаю!»


♦ «В синем море, в белой пене...» Достаточно лишь взглянуть на главную героиню этого мультфильма, чтобы увидеть пародию на отдельных представителей поп‑культуры ХХI века. Дочка богатого папы с огромными глазами и неестественно большими губами… Под модный шлягер ее музыканты безжалостно пожирают конкурентов.


♦ Поразительно! По одной из легенд, создатель Микки Мауса знаменитый Уолт Дисней боялся мышей. Между тем за океаном, несмотря на огромную популярность героя, его действия на экране оцениваются весьма противоречиво. Так, американские военные называют миккимаусовской работой показушную деятельность, далекую от реальной пользы, а распространенные денежные сертификаты — деньгами Микки Мауса.

♦ Члены Американской киноакадемии долгие годы не воспринимали мультфильмы как достойное кино — до 2002‑го «Оскаров» не присуждали. Правда, бывали и исключения. «Белоснежку и семь гномов», «Кто подставил кролика Роджера» и «Историю игрушек» все‑таки наградили специальными премиями. Причем за легендарную «Белоснежку» Уолту Диснею вручили сразу восемь статуэток: одну большую и семь маленьких.


♦ Шустрый кролик Багз Банни оказался достойным реаниматором. Озвучивший его, как и многих других персонажей, Мел Бланк после автомобильной аварии оказался в больнице с переломом черепа. Три недели актер пролежал в коме, пока доктор не спросил: «Как ты сегодня, Багз Банни?» Мел тут же ответил голосом кролика.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter