Старой технике — новую жизнь

Витебские специалисты способны «реанимировать» станки, выпущенные полсотни лет назад
Витебские специалисты способны «реанимировать» станки, выпущенные полсотни лет назад

На Заволжском моторном заводе, крупнейшем российском предприятии, где производятся двигатели для автомобилей ГАЗ, работал старенький, 60–х годов выпуска, станок английской фирмы «NORTON», предназначенный для шлифовки коленчатых валов. Как это рано или поздно случается с любой техникой, он морально устарел. Харьковский аналог хозяев не устраивал, и поэтому они объявили конкурс на модернизацию британского «старичка». Приезжали в Заволжье специалисты из Москвы, Рязани, Нижнего Новгорода, Краснодара, Питера, но за работу никто, кроме представителей витебского завода «Станкоремонт», взяться не рискнул. Белорусы уже разработали чертежи, изготовили большинство узлов, закупили комплектующие в Германии и Японии. По словам директора завода Леонида Кривошея, в скором времени «дедушка–NORTON» превратится в современнейший станок самого высокого класса.

Перед предприятиями бывшего СССР задача обновления станочного парка всегда стояла достаточно остро. Как правило, оборотных средств на покупку новинок у заводов не хватало, поэтому лучший выход из ситуации напрашивался сам собой — капитальный ремонт и модернизация действующего оборудования. Белорусские специалисты тоже задумывались над этой проблемой. В 2000 году по согласованию с Министерством промышленности было принято решение: на базе ЗАО «Пром-лизинг», учрежденного ведущими станкостроительными заводами Беларуси, создать специализированное предприятие, которое взяло бы на себя эти функции. Местом базирования выбрали Витебск, так как наряду с Минском этот город, где располагался завод им. Коминтерна, а также «Визас» и «Вистан», смело мог претендовать на звание центра белорусского станкостроения.

Кстати, именно пенсионеры вышеперечисленных предприятий первоначально пришли работать на «Станкоремонт». Да и сейчас средний возраст коллектива, в котором насчитывается три десятка штатных сотрудников, не такой уж юный — 46 лет. Однако кто станет в паспорт заглядывать, если дело свое люди знают досконально? К примеру, главный конструктор Станислав Рык, лауреат Государственной премии СССР, трудился в СКБ ЗШиЗС, организации, известной на просторах всего бывшего Союза. Начальник экспериментально–производственного участка Андрей Жигур когда–то возглавлял конструкторскую технологическую лабораторию на «Визасе»... Кстати, именно Андрей Эдуардович и рассказал, на какой стадии сейчас находится модернизация «NORTON»: «Мы убрали старое гидравлическое управление (Жигур показывает на груду бесполезного металла, лежащую неподалеку. — С.Г.) и собираемся ставить современную японскую систему ЧПУ фирмы «MITSUBISHI». У нас подобралась хорошая команда высококлассных специалистов, где каждый, от директора до слесаря–сборщика, разбирается в самом сложном оборудовании. Поэтому заказчики могут не беспокоиться: все будет сделано качественно и в срок».

Первый заказ витебчане получили от ленинградского оборонного завода «Звезда». Заработали деньги, купили собственное оборудование. После того как специалисты с берегов Двины «поколдовали» над одним из станков ЗМЗ, надежность у россиян повысилась в полтора раза и в два раза выросла производительность труда. Приходилось изготавливать и новые агрегаты. Балтийскому заводу, например, сделали станок для прорезки фигурных отверстий в трубах. Ни одно предприятие ничего подобного не выпускало, а в Беларуси сделали! Кроме того, здесь разработали документацию совершенно оригинального токарного станка для Адмиралтейских верфей (Санкт–Петербург), где инструмент вращается вокруг детали. Много партнеров у завода «Станкоремонт» и в родной Беларуси. Это МТЗ, «Амкодор», борисовский «Гидроусилитель», белорусско–шведское предприятие «Бако–Бисов» и другие.

«Станкоремонт» — небольшой завод, однако здесь присутствуют все необходимые службы, характерные для индустриальных гигантов: конструкторская, технологическая, метрологическая, снабженческая... Базируется предприятие на арендуемых площадях бывшего завода им. Коминтерна.

— Если говорить о средней заработной плате, — рассуждает директор «Станкоремонта» Леонид Кривошей, — то у нас она, наверное, будет на уровне ведущих станкозаводов страны. Мы работаем с Польшей, Испанией, Турцией, но основные наши заказчики — в России. В прошлом году экспорт у нас составил более 90 процентов. К концу нынешнего года он, по прогнозам, вырастет до 93 процентов. Значит, солидные валютные поступления пойдут в бюджет государства.

Если раньше белорусские предприятия, ремонтируя свое оборудование за границей, были вынуждены платить валютой, то сейчас с витебчанами они спокойно рассчитываются белорусскими рублями. Кроме того, завод «Станкоремонт» не конкурирует с предприятиями страны. Он модернизирует и восстанавливает только те станки, которые у нас в стране не производятся. Опыт западных стран (когда ремонтом станков занимаются небольшие фирмы или специализированные предприятия) доказал свою состоятельность на белорусской земле и, как свидетельствуют факты, заслуживает пристального внимания и государственной поддержки.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter