Дешевый фарс – так будет через время называться история наших протестунов

Старость не радость

И хотелось бы порадоваться за Зянона нашего Пазняка, да вот что-то мешает. Вы же знаете – я в душе либеральнейший из демократов. Но я еще и за справедливость. 

С одной стороны, главный наш националист прав: «Суіцыдны падарунак тэатра рэжыму. Дарога вяртання зачынена. Дэмарш з пагрозай існаванню тэатра – недапушчальны, бо самазабойчы». Это он про полузабытый уже белорусами осенний перформанс в Купаловском театре. 

«Значная доля віны ў разбурэнні тэатра ляжыць на былым чыноўніку, на той час дырэктары тэатра, спадару Латушку», – и тут прав Станиславыч, не отнять (кроме «разбурэння»: не дождетесь). Даром что далеко сидит – все равно орлом глядит. Не могу удержаться, чтобы не добавить из Жванецкого: «…жалеет страшно». 

Но вот дальше старик киксует: «Праўда, можа, ён не разумеў, што робіцца і што будзе. Але гэта не мяняе справы». 

И разумел. И меняет. И вот почему. 

Интрига

Давайте вспомним все: 13 августа «в распоряжение просто тутбая» (почему в эту помойку, ведь у директора есть масса приличных адресатов?) поступило обращение. «Мы прыпыняем паказ спектакляў да вырашэння існуючай сітуацыі і ініцыюем працэдуру абвяшчэння забастоўкі», – говорилось в нем. 

Директор, по определению обязанный быть юридически грамотным, должен был объяснить «творцам»: невыход на сцену – это и есть забастовка. Но директор же у нас самый умный, про что каждый знает, – и потому пишет так: «Мы начинаем забастовку и инициируем процедуру ее объявления». Ай, молодец, павлин павлиныч!

«Мірныя грамадзяне маюць законнае канстытуцыйнае права на свабоду збораў і выказвання сваіх меркаванняў», – говорилось в обращении далее. Имеют, кто б спорил. Но нигде и никогда конституция не расписывает гражданам, где именно, в каком формате и по каким правилам право нужно реализовывать. Для этого во всех странах существует куча так называемых подзаконных актов. 
Соблюден был хотя бы один из них, один хотя бы? Нет. Упоминали об этом тогда еще не «бывшие купаловцы»? Тоже нет. Знал об этом их нелюбимый директор? У меня два ответа: нет, потому что был занят своим будущим «имиджем». И – нет, потому что не дело таких красивых и импозантных вникать в какие-то там постановления Мингорисполкома. Для этого у него всю дорогу были помощницы и секретарши. 
А в Купаловском обломилось – и павлин остался один в кабинете. С кофемашиной – чтобы было чем руки занять. 

Потому он, нанося последние штрихи на «имидж», и прокололся: «Адвольныя затрыманні без тлумачэння прычын і нічым не вытлумачальная жорсткасць з’яўляюцца прамым парушэннем закону». Какого? Ну, показывайте, какой закон был нарушен правоохранителями?! Ткните пальчиком, который именно и в какой части, – где?! 

А насчет «тлумачэння»… вот еще командиру ОМОНа не хватало свои действия актрисуле объяснять… я уж молчу про «жестокость»… вы телевизор, чай, никогда не смотрите? Ни «БиБиСи», ни «Евроньюс»? Где ж тогда «национальное, духовное достояние, золотой фонд нации», мы о ком вообще говорим? О зашоренных, при жизни бронзовых, отставших от реалий людях? 

Интриган

Выясняется, что и дед Зянон тоже – телевизор-то не сильно того… А вот если б он посмотрел, как павлин наш сначала позировал 14 августа перед Министерством культуры (полно видео), а затем исполнил незатейливую постановку с собой в главной роли на крыльце Купаловского (тоже полно видео), с труппой «народных и заслуженных» в роли послушного кордебалета… 

Тогда не осталось бы сомнений, что «вінаваты ў разбурэнні», раз. Больше того: все делал, чтобы остальные и подыграли ему – на заднем плане, в седьмой линии. 

Два: готовился. Уже вечером того же 14-го павлин «пришел на площадь Независимости к участникам мирной акции». 16-го утром заявил: «Если сегодня не будет дана правовая оценка действиям должностных лиц, не будет применена судебная процедура…» – а давайте не будем, как «бывшие купаловцы», вслед за ним включать дурачка. Он знал, и мы знаем, что правовая оценка не могла быть дана «сегодня». Уж тем более «сегодня» никак не могла быть «применена судебная процедура». 

А Латушко блажит: «Если сегодня…» Но «бывшие купаловцы» ничего ни сделать, ни сказать не могут: кордебалет отплясал, он больше не нужен. Павлин уже солирует. 

Вечером 16-го он участвует в записи видеообращения, в котором фактически зовет армию на мятеж. Готов стать членом хунты, хотя рассчитывает явно на чуть более высокое положение. 

17 августа над Купаловским «был вывешен бчб», точно так же, как и в годы немецко-фашистской оккупации. И в тот же день предатель был, естественно, с позором уволен. 
Дальше знает даже Пазняк: надувание щек в коордсовете, трусливое прятание по разным квартирам, стыдное бегство на полу машины польского посла, антигосударственная деятельность за границей. И дикий страх, чем все, похоже, закончится. 
А «бывшими купаловцами, народными и заслуженными» наш павлин с тех пор ни разу не поинтересовался. Что ж, «творцы» сыграли свои последние роли, добровольно став фоном и ширмой для ненавидимого ими же павлин павлиныча. 

Подайте яду

Жизнь у некоторых – театр. Да еще какой. Ему бы сейчас хоть захудалый бункер… вот бы мы поржали: история повторяется дважды, и именно второй раз – в виде дешевенького фарса. 

Я почему так подробно разбираю вытащенную зачем-то на свет стариком Зянонам ситуацию: так ведут себя все сегодняшние протестуны. Любые нынешние змагары, каких ни возьми. Целиком вотэтовот «гражданское общество». Сначала они нарушают все законы, процедуры и правила, какие только можно нарушить. Объясняя это своим «священным» правом на… на исключительность и неподсудность толпе, если уж прямо говорить. 
Затем обвиняют все общество (правоохранителей, чиновников, «ябатек и уродов», «прикорытников и карателей», в общем, всех) в том, что нарушены те самые их «священные» права. И только поэтому они… далее список из того, как достойно и сдержанно поступали лично павлины. А за толпы озверевших юнцов, за колонны дурных демонстрантов, за ежи на дорогах, угрозы расправ и деанон они не в ответе. Как-то так само случилось.
Следом, завернувшись в эти свои белые саваны (зачеркнуто) польта, они обращаются к западным спонсорам: «Messieurs, je ne mange pas six jours», «Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод». Благо иностранным языкам их родина неплохо обучила. 

Бросив тех, кого соблазнили, наплевав на судьбы пошедших было за ними и оставшихся, забыв про родину, земляков, могилы предков.

Ну и – бункер…   

***

А дед Зянон, так кроме «матчынай мовы» ничего и не выучив, сидит на чужбине за морями и в толк не возьмет: это – не патриоты. Не борцы. Не мужчины и даже, наверное, не женщины. 

Это – павлины по сути своей. А животное, о чем знают все актеры, человека всегда переиграет. 

Вот они и переиграли. Не захворайте от злости, деда, но и вас тоже. 

И простите, если что, – накипело. 

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter