Нельзя бояться неизбежного

Старость дома не застанет?

Есть известная украинская поговорка, которая звучит так: «Три беды есть у человека: смерть, старость и плохие дети». Ну смерть — тут все понятно. Плохие дети тоже, безусловно, большая беда для родителей. А старость здесь при чем? «Полистав» ролики в интернете, почитав и посмотрев телеинтервью с известными и не очень людьми в солидном возрасте, можно подумать, что это едва ли не самая счастливая их пора. Лукавят? Как сказать…

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

В недалекую еще пору, когда я был редактором правительственной газеты, мы опубликовали интервью со знаменитой актрисой Фанни Ардан, снявшейся у целого ряда успешных режиссеров современности. Она была почетным гостем нашего белорусского кинофестиваля «Лістапад». Далеко позади у нее уже остались победы во французском «Сезаре», берлинском «Серебряном медведе» и ряде других известных кинофорумов, а она все еще выглядит притягательно. Тогда материал вышел за подписью Светланы Юрашевой и назывался «Старость меня не пугает». Приведу цитату, из которой виден наиболее ярко характер этой неординарной женщины. Цитата длинная, но она стоит того. «Мне плевать на все эти стереотипы, которые нам навязывает общество, требующие от нас быть сексуальными штучками до восьмидесяти лет. Отсюда все комплексы и страхи женщин — страх постареть, страх быть собой настоящей, страх утратить то, чем одарила нас когда-то юность, — свежесть, сексуальность, притягательность, изящество… Так вот, я от всех этих пунктиков свободна. Мне все равно. Всегда придерживалась принципов бесстрашия. Бессмысленно бояться неизбежного. Вот я и не боюсь. Не отбеливаю зубы, не изнуряю себя диетами, не бегаю по врачам, не впадаю в истерику, заметив морщину. Просто живу в предлагаемых обстоятельствах, а не травлю себя сожалениями или завистью. Скажем прямо: попытки иных женщин всеми правдами и неправдами законсервировать себя в определенном возрасте — это просто патология какая-то. Нет, старость меня не пугает. И мне очень нравится, что у нас, стариков, есть одно изумительное качество — беспечность. Нам все по барабану, что бы ни происходило. Потому что мы живем сиюминутным ощущением счастья, а не иллюзиями».

Нередко перечитываю это интервью и, конечно же, желаю мадам Фанни дойти до своего последнего рубежа, как того она желает дальше сама себе — бодрой походкой, с улыбкой и бокалом вина в руке. Однако при всем уважении к этой великой актрисе замечу, что не до конца ей верю. Будучи одним из тех, кто умеет, в силу в том числе и своей профессии, читать между строк и чувствовать настроение, вижу, что она, как и все возрастные игроки, грустит и сожалеет об ушедшей молодости. Это можно увидеть и в противоречивости таких суждений. Далеко не все старики беспечны, и уж тем более большинству из них далеко не все по барабану. Ничего плохого нет и в соблюдении некоторых диет, в хождении по врачам… Не зря ведь говорят — в каждой избушке свои игрушки.

Это интервью и то, как оно соотносится с упомянутой в начале этого текста украинской поговоркой, заинтересовало меня в другой, более конкретной плоскости. Мы знаем, как щепетильно относятся к своей внешности наши звезды театра, кино, эстрады, когда, как говорится, годы берут свое. Многие откровенно рассуждают о своих многочисленных пластических операциях, другие не любят об этом распространяться. Этот мир очень пестр и ярок. И тут, как думается, никого нельзя осуждать. Даже если симпатии зрителей переходят порой больше в сочувствие, ибо не всем знаменитостям удается сохранить верную самооценку, а значит, и вовремя завершить карьеру.

Старость — сложное явление, и тут публичным людям, видимо, труднее других. Узнаваемость и соответствующее отношение — их главный козырь по жизни. Потому несложно понять, почему иные из них рискуют, но идут даже на достаточно радикальные вмешательства в свой организм и тело. Тут никого не остановишь и никому не посоветуешь.

Так можно понять и лукавство, когда они говорят, что не боятся старости, что бодры и здоровы на все сто. Так просто не бывает, и потому, как ни крути, а старость  — все-таки беда.

Однако такое увлечение всякого рода воздействиями и омоложением внешности может носить и сомнительный характер. Они поднимают, безусловно, благосостояние пластических хирургов и иных специалистов в этой области, но далеко не факт, что приносят пользу нам, простым смертным.

И тут я больше на стороне Фанни Ардан. Дело в том, что ни одно искусственное или вынужденное вмешательство в такую святыню, как человеческий организм, не проходит бесследно. Это вам подтвердит любой ученый-медик, а еще скорее медик-практик. В данном случае речь может идти о чем-то схожем с воздействием допинга на спортсмена. Результат будет, но достаточно скоротечный. Организм берет взаймы из своей кладовой, но придет час, когда полки там окажутся пустыми. В этом все коварство допинга. Что-то похожее может наблюдаться и здесь.

На большой дороге нашей борьбы со старостью самым надежным союзником медики называют физические тренировки. Кто бы сомневался! Жаль, что не всем нам удается преодолеть на этом пути главные препятствия — собственную лень, а в более молодом (скажем — предпенсионном) возрасте и нехватку времени.

Мой личный опыт убеждает и в том, что действительно не следует откладывать на потом выполнение тех желаний и устремлений, которые тебе дороги. Это прежде всего встречи с людьми. Будучи на действительной службе, очень хотел встретиться со Штирлицем. В отличие от многих других известных актеров Вячеслав Тихонов спокойно и тихо ушел с экранов телевизоров и не давал больше никому интервью. Не принимал участия в весьма сомнительных в смысле качества телешоу, заполонивших ныне эфир. Но почему-то казалось, что мне он его даст, очень искреннее интервью, обязательно скажет то, что еще никому не говорил. Ну было у меня такое чувство! В этом я почти никогда не ошибался. Надо бы поторопиться… Но Штирлиц незаметно и неожиданно ушел из жизни. Последние годы он проводил на рыбалке неподалеку от своей скромной дачи. Особенно любил сидеть у зимней лунки на небольшой речушке. Легендарный актер не сделал себе ни одной пластической операции и не снялся ни в одном сериале сомнительного качества. Жаль, что я так и не успел ничего написать о своем любимом актере. О человеке Вячеславе Тихонове. Думаю, однако, хорошо, что старость вопреки поговорке застала его именно дома, а не по дороге на студию.

Завершая эти заметки, еще раз от имени, как думается, большинства «возрастных игроков» возражу обожаемой мной мадам Фанни: им очень многое в отличие от нее не по барабану в этой жизни. Зато соглашусь с другим ее заключением, когда она приводит бытующую среди французов поговорку: «Лучше в конце жизни испытывать угрызения совести, чем сожаление». Сама актриса поясняет, что так вы, по крайней мере, жили, а не сидели сложа руки, вздыхая о несовершенных подвигах и нереализованных мечтах. Лично я в споре украинской и французской поговорок не стану отдавать предпочтение ни одной. Как говорится, фифти-фифти…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter