Старость дома не застанет?

На корпункт редакции позвонила женщина. Представилась, назвала возраст — 80 лет, из которых 33 года проработала в сельском хозяйстве, и попросила...

На корпункт редакции позвонила женщина. Представилась, назвала возраст — 80 лет, из которых 33 года проработала в сельском хозяйстве, и попросила... помочь оформиться в дом престарелых. Такой неожиданный поворот разговора обескуражил: звонила ведь не одинокая пенсионерка, а мать двоих детей.
— Дочь, у которой сейчас живу в квартире, сама инвалид, сын в постоянных командировках, а на руках у невестки двое детей и двое ее немощных родителей. Так всем будет лучше, — объяснила свое решение пожилая женщина. И ни слова обиды на дочь или сына...

Родители, как и дети, — это святое, в незыблемых традициях поколений забота о них. И как беспощадный приговор общества звучит осуждение: “Отдали родителей в дом престарелых”. По этому поводу вспомнилась мудрая притча про орла, переносившего своих птенцов через реку.

— Будешь ли ты меня так же носить в старости? — спросил у одного.

— Буду, — услужливо ответил птенец. Отец “отпустил” его в свободный полет. Другому задал такой же вопрос.

— Как же я тебя понесу? У меня ведь свои дети будут, — искренне ответил второй птенец...

— Вот в тебе я уверен...

Так и в жизни. Порой случается, что и хорошие дети, в которых мать и отец вложили силы и душу, далеко улетев из родительского гнезда, окунаются в суету собственной жизни. И только потом, когда приходит время досматривать немощных стариков, подстраивают свой сложившийся ритм жизни под них. Думаете, у всех получается? Знаю приличную семью, где дети не поделили такую ношу поровну, и больная мать стала причиной их кровной ссоры. Видно, не случайно находятся родители, которые смиренно просятся в дом престарелых: чтобы всем было лучше.

Заботу об одиноких престарелых людях и инвалидах государство взяло на себя — от ухода за ними социальных работников на дому до размещения в специальных домах-интернатах. Причем на таких условиях: 80 процентов пенсии отчисляется в счет оплаты за пребывание, остальные расходы — за счет государственных средств. Чтобы скрасить и облегчить неизбежную старость, созданы территориальные центры социального обслуживания населения. При них открываются отделения дневного пребывания, роль которых — помочь поддерживать у пожилых людей активный образ жизни, включая столь драгоценное в таком возрасте общение. Тут же предусмотрено оказание социально-бытовых, медицинских, психологических услуг. Свою функцию выполняют и отделения круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов и т. д. Изучив жизнь стариков изнутри, социальные службы и местная власть на Гродненщине взяли на себя и такую инициативу: переселить с отдаленных хуторов одиноких в дома совместного проживания. Ведь чего греха таить: многим из них и зиму-то пережить сложно. Первый такой дом открылся в агрогородке Белковщина Сморгонского района. Под него отдали пустующее здание бывшего сельсовета. Сделали там хороший ремонт, укомплектовали мебелью, техникой и пригласили жить 10 одиноких хуторян. За ними оставили право распоряжаться пенсией, посадить, если захотят, на прилегающей территории огород, словом, жить, как и прежде, только вместе, вблизи цивилизации и под присмотром социального работника. Рассказывают, что перезимовав в таком уюте старики не захотели возвращаться в свое одиночество.

Не за общением ли и пониманием просятся в так называемые дома престарелых со всеми удобствами пожилые родители? Как бы мы к этому ни относились, каждый человек, каждая семья вправе самостоятельно разобраться в столь деликатной теме. И факты, увы, свидетельствуют о том, что многие дети в отношении отца или матери решаются... заплатить государству за уход. К слову, средней пенсии на погашение расходов за пребывание в таком доме-интернате хватает примерно лишь на половину.

Наше общество пока не пришло к тому, чтобы создать государственные или частные пансионаты для людей пожилого возраста с персональной сиделкой, личной заботой и соответствующей оплатой. Подобные заведения наши старики видят разве что в сериалах. Может быть, проанализировав реалии, общество придет к выводу, что уже пора и у нас открывать такие пансионаты? Впрочем, жизнь не стоит на месте. Минщина стала экспериментальной республиканской площадкой, где с пенсионерами, имеющими в собственности квартиру, заключаются договоры ренты, согласно которым пожилые люди отдают свое жилье в распоряжение государства, а сами проживают на полном гособеспечении в санатории. Пока этот опыт лишь изучается, ведь случается, что пенсионеры вдруг принимают решение все вернуть обратно. К слову, богатый зарубежный опыт на этот счет свидетельствует, что все проблемы начинаются после того, как пожилые люди уходят из жизни. Тут же находятся многочисленные родственники, начинаются суды. Пока же у нас распространены такие негласные факты, когда состоятельные дети хлопочут об устройстве своих родителей в больницу и договариваются с врачом, чтобы подольше их там подержал...

Возвращаясь к звонку, побудившему затронуть вечную тему. В комитете по труду и социальной защите Гродненского облисполкома взялись разобраться в этой непростой жизненной ситуации и подыскать для 80-летней пенсионерки подходящий дом-интернат, если есть на то основание — на льготных условиях. А может, члены этой семьи еще успеют собраться вместе и поговорить о самом сокровенном? Ведь порой жизнь бежит быстрее, чем нам думается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter