Стародорожский потенциал

Умело  планировать,  разумно  тратить,  заботиться  о  кооперативном  авторитете  —  такой  стиль  работы  присущ  председателю  правления  Стародорожского  райпо  Станиславу  Морозу  и  его  единомышленникам

Умело  планировать,  разумно  тратить,  заботиться  о  кооперативном  авторитете    такой  стиль  работы  присущ  председателю  правления  Стародорожского  райпо  Станиславу  Морозу  и  его  единомышленникам 

Коллектив Стародорожского райпо от многих других отличает, прежде всего, стабильность — спокойная, уверенная абсолютно во всем. Здесь не занимаются прожектерством, а долго вынашиваемые и скрупулезно экономически обсчитанные идеи наполняют конкретным содержанием. Выработав ясную стратегию и тактику развития, продолжают наращивать обороты финансово-хозяйственной деятельности, что в свою очередь способствует повышению эффективности обслуживания населения. 

Экспортный  вектор 

Выход на внешние рынки председатель правления Стародорожского райпо Станислав Мороз и члены его команды рассматривают не только как источник получения валютных средств. Это еще и возможность громко заявить о себе, как о надежном деловом партнере. Нынешние реалии таковы, что ставка исключительно на традиционных потребителей уже не дает должного экономического эффекта. Требуется, образно говоря, приток свежей крови в виде максимально адаптированных к работе в рыночных условиях, ориентированных на экспорт современных производств и технологий. В этом смысле неплохими потенциальными возможностями располагает заготовительная отрасль, и не случайно стародорожские кооператоры сделали акцент именно на нее. В результате маленькой технической революции местного масштаба отрасль обрела, что называется, второе дыхание, став самым сильным звеном во внешнеэкономической деятельности районного потребительского общества. 

По словам заместителя председателя правления райпо Валерия Щербы, в минувшем году были сданы в эксплуатацию две холодильные камеры: глубокой заморозки объемом 8 тонн и хранения — 60 тонн. Под их строительство взяли 150 миллионов рублей кредитных ресурсов. Деньги немалые, но и полученный экономический эффект превзошел все ожидания. Заготовив и отгрузив на экспорт в замороженном виде 180 тонн черники, получили 214 миллионов рублей валовых доходов, а чистая прибыль составила 114 миллионов рублей. В результате практически за один сезон и только за счет сладкой ягоды покрыли понесенные затраты. Кроме того, заморозили 15 тонн клюквы, которую затем экспортировали в Польшу, и тоже не остались в накладе. 

— Прежде, — говорит Валерий Щерба, — когда не имели прямых выходов в ближнее и дальнее зарубежье, работали в основном с пищекомбинатами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Теперь ситуация изменилась и мы постарались воспользоваться предоставившейся возможностью сполна, что в конечном итоге позволило обеспечить рентабельную работу заготовительной отрасли и в целом способствовало укреплению финансового положения райпо. 

Следует добавить, что без грамотной организации работы со сдатчиками многие благие пожелания остались бы лишь на бумаге. Ведь, обратите внимание, в минувшем году удельный вес закупок у населения составил 49 процентов в общем объеме заготовок. По этому показателю стародорожские кооператоры вплотную приблизились к тому рубежу, который рекомендован Правлением Белкоопсоюза и, думается, вскоре выйдут на заданные параметры. Во всяком случае, такие предпосылки имеются. Вот конкретный пример. В магазине товаров повседневного спроса в деревне Минковичи, где заведующей Галина Лапаник, заготовили около десяти тонн черники, приняв ее от местного населения. Почему люди предпочли сдавать ягоду в магазин, а не коммерсантам-перекупщикам? Ответ прост: кооператоры использовали гибкую систему закупочных цен, которые были конкурентоспособными к взаимной выгоде обеих сторон. Кстати, рентабельность по чернике в среднем по райпо превысила 14 процентов и вполне закономерно, что и нынче заготовкам даров леса будет уделяться самое пристальное внимание.

— Если еще пять лет назад заготавливали за сезон примерно 20—30 тонн черники, — говорит Валерий Щерба, — то в этому году планируем выйти на объемы не менее 200 тонн. Прогнозы пока что оптимистические, погода благоприятствует, поэтому за­благовременно закупили дополнительно 5800 полиэтиленовых ягодных ящиков. 

Но не единой черникой, что называется, живут сегодня стародорожские кооператоры. Неплохие виды в отличие от предыдущего года просматриваются на урожай яблок, косточковых культур, той же клубники, которую в основном заготавливают за пределами района и прямиком  поставляют на пищевые комбинаты. С началом сезона массовых заготовок дополнительно намерены привлечь до двадцати пяти внештатных заготовителей. Расчет со сдатчиками — сразу же, без проволочки, причем наличными деньгами. Закупочные цены по отдельным видам заготовок будут определены несколько позже, но одно ясно: они будут весьма привлекательными для населения, а вырученные от сдачи сельхозпродукции и сырья средства станут солидным привеском к семейному бюджету. Что, собственно говоря, и требовалось доказать. 

Напитки  для  финансовой  подпитки

Не так давно в райпо пришло хорошее известие: на международном конкурсе дегустации минеральных вод серебряной медали была удостоена «Стародорожская». Еще раньше она уже получила бронзовую медаль — и вот вновь награда, как подтверждение ее высоких вкусовых качеств. Так оценили их пять дегустаторов из различных стран, которым предстояло сделать выбор из пятнадцати представленных на конкурсе видов минеральной воды, в том числе и известных брендов. Оценка, должен заметить, была предельно объективной, поскольку вода подавалась на пробу специалистам под шифром. 

Начальник цеха по розливу напитков Стародорожского райпо Михаил Бирюк, который, между прочим, присутствовал на конкурсе, не скрывал своего удовлетворения: приятно быть одним из лидеров в этом сегменте отечественного рынка. И если «Стародорожская» до сих пор не  так популярна, как, например, «Дарида», то причину следует искать, прежде всего, в недостаточной раскрутке, маркетинговых просчетах. По всем остальным параметрам способна конкурировать на равных даже с признанными авторитетами, и многие почитатели «Стародорожской», в том числе и ваш покорный слуга, сами смогли убедиться в этом. Не вода, а чудо, чистая, как слеза. 

Цех появился в райпо в 1991 году, и с тех пор специализация его практически не менялась. Производство минеральной воды и без­алкогольных напитков по-прежнему остается основным видом деятельности. Замечу, что подобного производства больше нигде нет в системе потребительской кооперации Минщины. Тем не менее, по словам Михаила Бирюка, монополистами себя никогда не считали. В конце концов, у потребителя должно быть право выбора, а узковедомственные интересы в расчет не берутся. Достаточно зайти в любой сельский магазин, чтобы понять, что «Стародорожской» приходится отстаивать свои позиции в жесткой конкурентной борьбе. И если она не затерялась среди прочих минеральных вод, то исключительно благодаря отменным вкусовым качествам и лечебным свойствам, которыми обладает. Неудивительно, что в таком случае постоянно увеличиваются объемы выпуска и реализации. В прошлом году, к примеру, было произведено 5 миллионов 240 тысяч условных бутылок. Темп роста — 148 процентов. Получено 34 миллиона рублей чистой прибыли. 

— Планируя свою деятельность, приходится учитывать и сезонный характер, — говорит Михаил Бирюк. — Летом, понятно, спрос на минеральную воду резко возрастает, поэтому заблаговременно создаем запасы. На качестве продукции это никоим образом не сказывается, ведь срок годности — один год. Активно работаем с сельскохозяйственными предприятиями, обеспечиваем «Стародорожской» механизаторов, занятых на полевых работах во время посевной и уборочной страды. Отзывы самые благожелательные, чему мы, конечно, рады. 

В цехе организована двухсменная работа. Еще недавно здесь работали три технологические линии. Теперь осталась одна, но какая: новенькая, словно с иголочки, производительностью 2000 бутылок в час. 

В райпо подсчитали, что экономически невыгодно бесконечно  ремонтировать старое оборудование и пошли на крупные затраты, приобретя за 178 миллионов рублей польскую линию по розливу минеральной воды. Использовали для этого собственные средства, определенную сумму выделил Минский облисполком, прибегли к банковским кредитам, и в феврале этого года линия выдала первую продукцию. Однако только этим не ограничились. Нынешний год, по словам директора, пройдет под знаком модернизации и обновления производства. Уже проведен тендер на закупку миксера, холодильной установки, фильтра для очистки минеральной во­ды, другого оборудования. Глав­ная цель этих преобра­зований — на более высокий уровень поднять качество продукции. Дело в том, что до конца года в цехе рассчитывают внедрить систему качества ХАСП. Если это удастся и будет получен соответствующий сертификат, появится возможность выходить с минеральной водой на международный рынок, а значит, и дополнительный источник для упрочения финансового положения. Объективно говоря, проблема расчетов все-таки существует, причем в должниках в основном значатся организации потребительской кооперации Минщины. 

Параллельно в цехе принимают меры по наращиванию объемов производства безалкогольных напитков. Сейчас готовятся документы на выпуск двадцати пяти видов такой продукции. Одна из последних разработок — напиток «Экстра — Ситро» со вкусом цитрусовых, который пользуется устойчивым спросом у покупателей. Востребованы также на потребительском рынке различные квасы со стародорожской маркой: «Монастырский», с мятой, с лимоном и мятой и другие. 

Словом, как образно сказал один из моих собеседников, в цехе выпускают напитки для финансовой подпитки. Верно подмечено! 

Метаморфозы  в  «сладком»  производстве 

В свое время райпо получило предписание от местной санстанции с требованием приостановить выпуск кремовых изделий в кондитерском цехе. По сути, это означало поставить крест на производстве востребованной продукции общепита. Тем не менее осознавали, что предписание правильное, поскольку цех не соответствовал санитарным нормам, нуждался в капитальном ремонте и модернизации. А не проще ли не латать, что называется, старые дыры, а создать новое современное производство, отвечающее всем предъявляемым требованиям? Благо возможности для этого были: на хлебозаводе райпо имелись свободные площади. Не откладывая дело в долгий ящик, принялись за реализацию идеи, которая всем понравилась. Собственными силами сделали планировку, предварительно согласовав с санстанцией и Слуцким центром стандартизации и метрологии. Подстраховались, так сказать, на всякий случай, что было вовсе не лишним. Ведь речь шла о многомиллионном проекте, и надо было исключить любые неожиданности. 

— На реконструкцию и приобретение оборудования, — говорит начальник отдела общественного питания райпо Ирина Кузнецова, — было израсходовано 230 миллионов рублей. Однако это были оправданные затраты, в результате получили отличный кондитерский цех, где и работать комфортно, и качество продукции отменное. 

О произошедших в кондитерском производстве метаморфозах можно судить хотя бы по тому, что все помещения в цехе выделены по санитарным правилам. В трех из них, например, обрабатывают яйца, четыре предназначены для мойки и обработки тары, инвентаря. Имеются помещения для зачистки масла, хранения суточного запаса сырья. Словом, неукоснительно соблюдаются предъявляемые к производствам такого рода требования. 

В цехе трудятся шестнадцать кондитеров — во вторую и третью смену. Такой график позволяет уже в шесть часов утра развозить свежую продукцию по магазинам. Если говорить о мастерстве кондитеров, то после дегустации предложенных изделий могу засвидетельствовать, что оно на уровне. У Людмилы Пироговой (фамилия, заметьте, кондитерская) шестой разряд, два десятилетия работы по специальности. Таким же высококвалифицированным специалистом является и ее коллега Зоя Лосик. Обе они, думается, вполне бы могли претендовать на звание мастера-кондитера. У остальных работниц опыта поменьше, но отношение к порученному делу самое добросовестное, что уже является залогом успеха. Ежемесячно производится до 3 тонн тортов, 2 — печенья, 8 тонн кондитерских изделий. Ирина Кузнецова обратила внимание на такую немаловажную деталь: продукция выпускается в основном из натурального сырья, только в тортах и пирожных применяются наполнители фирмы «Барса». Это позволяет увеличить до семи дней срок реализации, что имеет большое значение для сельских магазинов. 

Кстати, с вводом в строй нового цеха изменился и график завоза продукции. Сейчас она ежедневно поступает в магазины райпо и в 8 — 9 часов утра уже оказывается на прилавках. В том числе и кремовые изделия, на выпуск которых получено разрешение. Между прочим, в общем объеме производства 83 процента занимают кондитерские и 17 процентов — сдобнобулочные изделия. В апреле было выпущено продукции на 52 миллиона рублей. При этом затраты электроэнергии составили 8,5 тысячи киловатт. Для сравнения, до сдачи цеха в эксплуатацию в октябре минувшего года израсходовали 7,5 тысячи киловатт электроэнергии, тогда как произвели продукции лишь на 23 миллиона рублей. Почувствуйте, как говорится, разницу. 

Возможности нового оборудования действительно впечатляют. Испанская модульная печь, к примеру, с керамическим поддоном, электронным управлением, пароувлажнением. В каждом из двух модулей можно выпускать различную продукцию при разных температурных режимах и других параметрах. Итальянская ротационная печь — с вращающейся тележкой, на которой установлены противни. Предусмотрено двадцать электронных программ, производится регулировка температуры в трех фазах выпечки. Расстоечный шкаф можно без особых усилий подкатывать к каждому производственному столу, не вынимая из него противней. А еще есть кремовзбивальная машина, упаковка продукции в термоусадочную пленку — всего и не перечислить. Одно могу сказать: новое оборудование установлено по всей технологической цепочке. Кроме того, приобретена камера шоковой заморозки тестовых изделий, и теперь круассаны, другая продукция в виде полуфабрикатов поступают в магазины и кафетерии, разогреваются в параконвекционных печах и, что называется, с пылу с жару подаются посетителям. 

Как заверила Ирина Кузнецова, в течение пяти ближайших лет затраченные средства окупятся и тогда кондитерский цех станет тем самым приводным ремнем, который будет обеспечивать ритмичную работу сложного хозяйственного механизма Стародорожского райпо. 

На снимке: Заместитель председателя правления Стародорожского райпо Валерий ЩЕРБА дает вводную кладовщику Наталье ДОВНАР.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter