Судьба Креста Евфросинии Полоцкой и Слуцкого Евангелия до сих пор остается загадкой

Старинные рукописи не горят

Судьба двух белорусских святынь — Креста Евфросинии Полоцкой и Слуцкого Евангелия — до сих пор остается загадкой
СУДЬБА двух белорусских святынь — Креста Евфросинии Полоцкой и Слуцкого Евангелия — до сих пор остается загадкой. Несмотря на то что старинная рукопись Священной книги чудесным образом обретена, остается много белых пятен, связанных с ее исчезновением и дальнейшим хранением. Как и ненайденного Креста, который находился в той же комнате-сейфе Могилевского обкома КПСС, откуда во время войны и вывезли ценности. Исследование обстоятельств утраты уникального рукописного памятника есть у епископа Слуцкого и Солигорского АНТОНИЯ.


Об этом и еще одной реликвии — стопе праведной Софии Слуцкой, — также хранящей свою тайну, он рассказал «СГ».

— Слуцкое Евангелие передано в конце восьмидесятых годов настоятелю Покровского прихода в Минске священнику Виктору Белякову. Реликвию он получил в дар от прихожанки за отпевание ее усопшего родственника. Она утверждала, что эту «очень ценную книгу» спас ее брат то ли «от», то ли «из» огня. Отец Виктор взял подарок. Однажды, принимая археолога, показал свою библиотеку ученому, которого чрезвычайно заинтересовала старинная рукопись, и он нашел надпись, что это Евангелие, принадлежащее князю Юрию Олельковичу, отцу Софии Слуцкой. Как видим, сведения, связанные с уникальной находкой, очень скудные. Некоторое время Евангелие хранилось у отца Виктора, который в 2002 году решил передать памятник Высокопреосвященному Филарету, Митрополиту Минскому и Слуцкому, Патриаршему Экзарху всея Беларуси. 

— Что же случилось до того, как Евангелие оказалось в минской семье?

— В июне-июле 1941 года старинная рукопись вместе с другими раритетами исчезает из Могилевского обкома КПСС. По одной версии, ценности захватили немцы, по другой — они пропали во время эвакуации в первый месяц войны. Вместе с тем можно предположить, что никакой полноценной эвакуации из Могилева не было. Нам довелось слышать историю, поведанную бывшему директору Национального архива Вячеславу Селеменеву очевидцем: в июле 1941-го пытались вывезти партийный архив, на что даже выделили несколько грузовых автомобилей, а жена одного из высокопоставленных партийных работников приказала выбросить из кузова папки с делами, чтобы освободить место для ее фикусов и дивана. А потом все списали на немцев.

Тем не менее в «Списке разграбленных немецкими оккупантами культурно-исторических ценностей, хранившихся в могилевском музее до Великой Отечественной войны» от 2 декабря 1944 года, который составлен по памяти бывшими его сотрудниками, под № 21 значится: «Евангелие рукописное, написанное князем Олельковичем».

Известно, что в самом конце войны отобранные немецкими специалистами, которые исследовали и опустошали библиотеки, ценные книги в огромном количестве погрузили в поезд и отправили на Запад. Но по дороге состав захватили советские военные и отправили груз в Минск с сопроводительной запиской: «Эти книги мы, фронтовики, отбили у немцев и отправили на Родину 25.III.1945 г. Германия за Одером. П. Янковский, старший лейтенант, Н. Фунтиков, лейтенант».

— Какова их дальнейшая судьба?

— В послевоенной неразберихе раритетные рукописи и издания несколько раз перевозились с места на место, потому что их негде было хранить. Помогали перемещать ценнейший груз посторонние люди. Любопытнейшие воспоминания оставила Мария Андреевна Михальченко, работавшая в те годы в библиотеке Академии наук в Минске и некоторое время исполнявшая обязанности директора.

В 1952 году директором библиотеки Академии наук назначен работник аппарата ЦК КП БССР Ф. В. Степанюк, плохо знавший библиотечное дело, но зато прекрасно понимавший «линию партии». Обнаружив религиозную литературу, он обвинил Марию Андреевну в умышленном хранении крамолы. Она вспоминала, как новый руководитель пошевелил ногой лежащие на полу  книги и спросил: «Это что — религиозная литература?» Затем скомандовал: «Сжечь!» Команду выполнили. А ведь это были книги из тех, которые немецкие специалисты отобрали для вывоза в Германию, и они-то уж точно понимали их ценность.

А теперь вспомним слова женщины, передавшей Слуцкое Евангелие, что оно было спасено «от» или «из» огня. И невольно закрадывается мысль: не от того ли огня, в котором в 1952 году погибли церковные книги из академической библиотеки?! 

— Древнему городу действительно повезло — остались две драгоценные святыни,  связанные с его историей. А как стопа праведной княгини попала в храм Косьмы и Дамиана при женском монастыре?

— У нас много белорусских святых, но история и Господь сохранили нам мощи только двоих — Евфросинии Полоцкой и Софии Слуцкой. С 1612 до 1930 года нетленное тело радетельницы православия находилось в Слуцке. Сохранилась даже ее кожа, хотя княгиня умерла четыре столетия тому назад. Напомним, что 26-летняя София скончалась в 1612 году и была погребена на территории Свято-Троицкого православного монастыря, который ей обязан своим существованием. Когда обитель закрыли, мощи перевезли в Минск в анатомический музей медицинского факультета БГУ. Интересно, что патологоанатомы, делавшие их описание, утверждали: мощи сохранились естественным образом. Во время оккупации Минска  стараниями подвижников святыня перенесена в Свято-Духов собор, но вскоре из-за угрозы вывоза в Германию стала храниться в подвале одного из частных домов столицы. Только после войны нетленные мощи вновь вернулись в Кафедральный собор, где они покоятся и сегодня.

С основанием Слуцкой епархии ко мне стали подходить люди и говорить, как сделать так, чтобы нам вернули мощи. Замечу: у епархии нет места для их хранения. И когда я обращался к Владыке с этой просьбой, то подумал: а если нам разрешат взять часть мощей, то как быть? Мы же не можем отрывать от тела часть… Но Владыка благословил: «Откройте раку, и наверняка найдете часть, которая сама собой отделилась, и вы сможете ее для города взять». Действительно, чудесным образом оказалось, что левая стопа святой праведной Софии лежит отдельно. Полностью сохранившаяся. И вот 1 апреля 2015 года честная нетленная стопа прибыла из Минска в Слуцк.

Для реликвии изготовлен ковчег — настоящее произведение искусства, сделанное из серебра и украшенное драгоценными камнями. 

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter