Их можно увидеть в уникальном Войтешинском народном музее этнографии и крестьянского быта Березовского района.
Местные жители еще называют его библиотекой-музеем. Он в следующем году юбиляр — ему 10 лет.
«Баба-Яга купила «Мерседес», а мне подарила ступу. Только себе метлу оставила, для интерьера», — так проводит экскурсию Лидия РУДЬМАН, библиотекарь, младший научный сотрудник Войтешинского народного музея этнографии и крестьянского быта. Дети смотрят на Лидию Ивановну широко открытыми глазами.
А она как будто и не замечает удивления, рассказывает, как узоры плетет: «Это — стиральная машина («начоўкі»). Какой принцип работы? Когда-то крестьянские семьи были большие, по 8—10 детей. А сорочки у всех — льняные. Лен чем больше стираешь, моешь, трешь, тем он становится белее и мягче. А если сразу 10 сорочек стирать? Да руками? Можно всю кожу содрать. Поэтому одежду отбивали. И грязь «боялась» и «отскакивала».
Дети захихикали. Они и слушают, и успевают потрогать то лапти, то корыто.
«Крестьяне были экономные. У них даже зола не пропадала. Топили печку каждый день. По субботам, а если большая семья, то и по средам выпекали хлеб. Золу заливали водой, она становилась мягкая-мягкая, как будто туда налили шампуня. Стирального порошка не было, мыла — тоже. Этой водой мыли голову и стирали».
…Каких только раритетов не увидишь в Войтешинском музее! А приносили их со всего села. Да и библиотекарь со школьниками «путешествовали» по соседним деревням в поисках предметов старины, насобирали всякой всячины. И бочки под два метра, резаки для торфа, мышеловка самодельная из цельного куска дерева и деревянные весы, коньки, ходули. Помните, какие у Золушки были башмачки? Точно такие же, березовые, хранятся в Войтешинском музее.
Что можно рассказать об обыкновенной корзинке? А Лидия Ивановна удивила: «В такой «посуде» хранили не только сухую колбаску, мясо… Когда пост, никто молока не пил, поэтому его перерабатывали в сыры. Их резали на кусочки и засушивали. И «шли» они как конфетки, потому что сахара не было».
Мальчишки заинтересовались дедовскими строительными инструментами. И тут Лидия Рудьман знала, как взять ребятишек «на крючок»: «Как проверяли раньше хорошего специалиста? Клали спичку, а он должен был расколоть ее наполовину. Не поперек, а вдоль. Не получилось? Значит, не специалист. Но мастеров у нас было много в деревне».
Девочкам интереснее посмотреть на «столетние» наряды их бабушек-прабабушек.
«Никто, девочки, вас замуж не возьмет, если у вас «куфар» полупустой. «Гультайка» — так когда-то говорили про такую девушку. Все хотели привести в дом работящую невестку!» — комментирует экскурсовод.
…У окна висит паучок соломенный. «Он вбирает в себя отрицательную энергию, — Лидия Ивановна двигается по музею, а за ней — ребятишки. — Пришел к тебе приятель, а сам думает: «А что б ты завтра в лужу упал! А чтоб ты завтра двойку получил!» А паук висел и слушал. Назавтра вы приносите пятерку, лужу обошли стороной, потому что паучок плохие мысли забрал! К большому празднику — Пасхе, Рождеству — паучка обязательно меняли. Его не выбрасывали, а сжигали. Чтобы все плохое ни к кому не пристало».
Стайка школьников, «приклеенная» к гиду, добрела до «избы»: красный угол, две лавы, икона, стол, кровать, керосиновая лампа. И тут Лидия Ивановна подбросила новый фактик: «Электричество в нашей местности появилось после 1954 года. Потому что раньше дома не как теперь в линеечку стояли, а были разбросаны».
…Любознательные экскурсанты уехали, и Лидия Ивановна поделилась: «В этом здании когда-то были начальная школа и библиотека. Потом детей стало меньше, и школу закрыли. Помещения пришли в ужасное состояние. Я местных ребят донимала: «Давайте сделаем спортивный клуб!» Но в результате появился музей. Осталась довольна. Моя работа поменялась. Проводим много семинаров. Вообще-то я хвастаться не умею». «А ты хвастай!» — безапелляционно заявила только что пришедшая посетительница библиотеки-музея, местная жительница: мол, у нас есть что показать!
Скромный человек Лидия Рудьман. Наверное, потому что талантливый. Она и ее воспитанники — победители областных конкурсов и даже призеры республиканских. Благодаря им в Войтешине проходят семинары разного уровня.
Разве в каждый музей, да еще в деревенский, едут гости из Китая, Америки, Германии, Польши?
Лидия Ивановна — настоящий энтузиаст своего дела. Она с детьми записывала рассказы местного населения, а в итоге получилась история деревни — «Книга памяти людской». Она же «запротоколировала» рецепты односельчан. У нее идеи не заканчиваются: «Освободилось помещение, которое примыкает к библиотеке. Мы сделаем гостевую. И вы к нам приедете на блинчики, будем заваривать травяные чаи…»
Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»
НА СНИМКЕ: Лидия РУДЬМАН и посетители музея.
Фото автора