Старина, да и только!

Телефон не роскошь, а средство общения
Телефон не роскошь, а средство общения

О том, что для тысяч могилевских семей именно домашний, а не сотовый телефон до сих пор остается пределом мечтаний, что в вопросах телефонизации Могилев самый отстающий из областных центров, наша газета рассказывала. Но, если в Могилеве дела обстоят таким образом, что же творится на селе? Чтобы выяснить это, я отправилась в командировку. Причем намеренно выбрала ближайший к областному центру и довольно выгодно расположенный (на трассе Могилев — Минск) Белыничский район.

Ни в самих Белыничах, ни на селе особых проблем с телефонизацией нет, сразу заверили меня в райисполкоме. Социальный стандарт не только выполнен, но и перевыполнен: на 100 человек приходится 28 телефонных аппаратов (в среднем по области — 31,7), тогда как норматив составляет 27. Хотя в шести деревнях телефонов нет вовсе, так что в случае необходимости старикам приходится идти к соседям — за несколько километров.

В Ананьевку, где сегодня живет 12 человек и где нет ни одного телефона, попасть мы не смогли: накануне прошел дождь, так что туда если и можно было проехать, то разве что на тракторе. Потому решили попытаться «прорваться» в соседнюю деревню Старину, что находится километрах в 35 от Белыничей. До центра сельсовета — деревни Заполье добрались благополучно, но аккурат посреди леса наш «жигуленок» застрял, так что еще с километр пришлось идти пешком. Местным старикам проделывать этот путь приходилось не однажды. Магазина в Старине нет, продукты дважды в неделю привозит автолавка, но время от времени, после проливных дождей, в весеннюю да осеннюю распутицу деревенские жители ищут хлеб посреди леса — идут туда, где забуксовала автолавка. И если кто захворал, тоже шагал к доктору в соседнюю деревню, потому что вызвать «скорую» деревенским жителям было неоткуда: до недавнего времени на всю Старину не было ни одного телефона.

— Телефон в деревне, несомненно, нужен, — уверен Василий Федосович, который в Старину приезжает из Минска, чтобы присматривать за опустевшим после смерти родителей отчим домом. — Сотовый здесь берет плохо, да и тяжеловато старым людям с этим аппаратом. Когда тебе за 70, а таких людей тут большинство, трудно различать маленькие циферки, да и путаются старики, какие кнопки нажимать, — сами понимаете, память уже не та. А помощь доктора может им понадобиться в любую минуту, болеют они часто — сказывается возраст. До сих пор, прихворнув, эти люди или занимались самолечением, или пешком шли через лес в соседнюю деревню к доктору. Другого пути нет, но даже если бы рядом была трасса, не каждый пошел бы голосовать, просить, чтобы подвезли до больницы. Время сейчас суетное — все куда–то торопятся, редко кто откликается на чужие просьбы.

— Раньше народу в деревне было много, под каждым домом по пять машин стояло, — вспоминает 72–летний Иван Яковлевич Игнатович. — А теперь «живых» — всего 6 хат и 8 стариков. Когда молодыми были, запросто могли за 6 километров в соседние Фадеевичи сбегать, а теперь даже в Заполье идти сил нет. Помощи в случае чего попросить не у кого — из «молодежи» у нас только 68–летний Василий, да и тот бывает в деревне наездами. Вот мы с женой и решили: пора ставить телефон. К тому же слышим постоянно по радио, по телевизору: где–то дом сгорел, где–то воры в деревенскую хату залезли. Страшно стало жить!

Телефон старикам провели в мае. Такой подарок к 60–летию Победы решили сделать местные власти супруге Ивана Яковлевича Александре Тарасовне — бывшей малолетней узнице одного из немецких концлагерей. Пожалуй, больше самих стариков (за установку телефона с них, кстати, не взяли ни копейки) этому событию обрадовались их взрослые дети, которые живут в Могилеве, Бобруйске, Минске и просто не в состоянии часто навещать родителей. Теперь, чтобы справиться о здоровье отца и матери, они чуть ли не каждый день звонят в родную Старину.

— Я еще ни разу в жизни этим аппаратом не пользовалась, некому мне было звонить. Замуж я не вышла, детей не нажила, — говорит 76–летняя Надежда Гавриловна. — Всего–то 3 класса сельской школы закончила, всю жизнь в родном совхозе проработала, а дальше своей деревни и сельсовета никуда не выезжала. Ну раз уж телефон в деревне появился, схожу, попробую позвонить племяннику, который в Белыничах живет, приглашу в гости.

Позвонить старики Игнатовичи ей, конечно, разрешат. Говорят, несколько раз к ним уже обращались с подобными просьбами односельчане, никому они не отказывали да и не собираются. Когда решили обзавестись телефоном, думали не только о себе, но и о том, чтобы другим хорошо было. Хотя, как оказалось, некоторые деревенские жители, имеющие дома аппарат, тщательно оберегают его от посягательств со стороны. «Бывали случаи, проведем в какой–нибудь дальней деревне телефон, а спустя время народ начинает активно жаловаться. Мол, от вашей помощи никакого толку, телефоном пользуются только хозяева, а нас к нему и близко не подпускают — как ходили и в жару, и в стужу в соседнюю деревню, так и теперь ходим, — рассказывает начальник районного узла связи Василий Блинков. — Приходится ехать на село, объяснять своим абонентам, что надо быть отзывчивее».

Сегодня в Белыничском районе на очереди на установку квартирных телефонов стоит 237 горожан и 558 сельчан. В районном узле связи уверяют, что телефонизировать некоторые деревни они не могут не только по техническим причинам. Порой старики сами отказываются от телефонов. Одни — из–за дороговизны, другие — потому, что им они попросту не нужены, третьи открытым текстом говорят, что не собираются платить за разговоры всей деревни.

Такие Богом забытые уголки, куда не добралась еще телефонная связь, наверняка есть не только на Могилевщине, и эту проблему надо решать. Ведь жить в населенном пункте, не имеющем связи с внешним миром, опасно: случись какая беда — и помочь старым людям будет некому. Так что бесплатный доступ хотя бы к экстренным и оперативным службам (милиция, пожарные, скорая помощь) у них должен быть. К тому же, согласитесь, в XXI веке, когда мобильники есть даже у школьников, обычный домашний телефон должен быть не роскошью, а предметом первой необходимости.

Фото Николая ТИТОВА.

На снимке: Александра и Иван Игнатовичи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter