Старики поневоле

26–летняя белоруска выглядит на все 80
26–летняя белоруска выглядит на все 80

Уже несколько дней медики отражают атаки любопытствующих журналистов. А как же — сенсация! В Беларуси зафиксирован редчайший случай ускоренного старения человеческого организма. 26–летняя женщина выглядит на все 80, кроме того, у нее обнаружен кальциноз сердца, что встречается только в глубокой старости. Но все попытки разузнать имя и адрес уникальной пациентки наталкиваются на незыблемые принципы медицинской этики. «Аморально устраивать вакханалию вокруг чужого несчастья», — отвечают причастные к этой истории люди и тут же вешают трубку.

Известно только, что стареть она начала в 5 лет, а сейчас проживает в одном из райцентров Минской области, ведя, кстати, весьма активный образ жизни. Строго говоря, это в Беларуси не первый случай преждевременного старения, или, как сказали бы медики, прогерии. Несколько лет назад умер «от старости» 11–летний мальчик. Говорят, он очень хотел наконец–то покинуть свое тело... Как объясняет главный гериатр Минздрава профессор Александр Хапалюк, прогерия — крайне редкая патология на генном уровне: «Это казуистический пример в медицине, как, скажем, сифилис у 75–летнего дедушки». Впервые детскую прогерию, так называемый синдром Хатчинсона–Гилфорда, врачи описали в 1886 году, хотя, если покопаться в истории, нечто похожее встречалось задолго до того. Скажем, венгерский король Людвиг Второй в 14 лет имел густую, пышную бороду, в 15 лет обзавелся семьей, в 18 — поседел, а умер в 20 лет со всеми признаками одряхления. Болезнь дает о себе знать сначала крупными пигментными пятнами на животе, а вскоре детей начинают одолевать самые настоящие старческие хвори — болезни сердца, сосудов, диабет, выпадают волосы и зубы, исчезает подкожный жир. В прямом смысле слова каждый год идет за 10. Несчастные редко доживают до 20, и никто в мире еще не придумал лекарства от этой напасти. Единственное, что можно иногда сделать, — несколько затормозить процесс старения. Причина его уже понятна — сбой на генетическом уровне. Американцы установили даже, где именно, но и только.

Самый знаменитый на пространстве СНГ «молодой старик» живет в Литве. Его зовут Альвидас Гуделяускас. Прогерия одолела его уже во взрослом возрасте, это синдром Вернера. Что было толчком — стресс, врачебная ошибка или мутация генов — неизвестно, но Альвидас стал выглядеть на 40 лет старше своего возраста. Ушла жена, боится папы дочка–подросток. Ему пытаются помочь российские специалисты по пластической хирургии. Однако это тоже риск. Еще в Советском Союзе пробовали оперировать девушку, которая в 17 лет казалась 80–летней старушкой, — и следы ее с тех пор затерялись. Альвидас согласен рискнуть: выбора–то нет! Его товарищи по несчастью становятся философами, подаются в религию. Пока участь стремительно стареющих — скрываться от вспышек фотокамер и бестактных расспросов. Их снимки вывешиваются в Интернете на всеобщее обозрение. И даже после смерти им нет покоя: был случай, когда труп одного американского ребенка, страдавшего прогерией, какие–то уроды–уфологи хотели выдать за... останки инопланетянина. И все же больные прогерией — не только жертвы судьбы, не только экспонат для досужего обывателя. Некоторые ученые видят в «стариках поневоле» — а состариться раньше времени обречен один из 8 млн. землян — ключ к вечной молодости. Природа как бы дразнит человека: смотри, цепочку жизни можно изменить! А если ее можно так жестоко укоротить, почему бы не попробовать сделать наоборот — добавить сразу несколько звеньев? Цинично, но логично.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter