Старикам здесь есть место

Индиана Джонс возвращается на экран в четвертый раз

Индиана Джонс возвращается на экран в четвертый раз


Завтра в Минске пройдет премьера четвертой части когда–то очень популярной приключенческой саги «Индиана Джонс», поставленной Стивеном Спилбергом по продюсерской идее автора знаменитых «Звездных войн» Джорджа Лукаса. На этот раз она называется «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Обещают, что будет, как всегда, по–голливудски зрелищно и непредсказуемо. Ведь «Индиана Джонс» — пожалуй, один из эталонов жанра развлекательного блокбастера для всей семьи. О роли этого фильма в современном развлекательном кино красноречиво говорит тот факт, что главная декорация Каннского кинофестиваля на набережной Круазетт в этом году — гигантские щиты на самом большом отеле «Карлтон» и вход в него в форме пещеры — была посвящена именно Индиане Джонсу. Премьеру фильма, состоявшуюся чуть раньше мировой, 18 мая, в присутствии Стивена Спилберга и Харрисона Форда в Каннах с нетерпением ждали даже самые пафосные критики. Потому что в данном случае совершенно не важны художественные качества фильма. Важно, что он просто состоялся. Голливуд по–прежнему в хорошей форме: такими примерами он вновь напоминает о том, что нет ничего невозможного.


Культовый персонаж американского кино возвращается вслед за другим героем экрана — боксером Рокки в исполнении Сильвестра Сталлоне. (Премьера фильма «Рокки Бальбоа» прошла недавно по всему миру.) Видимо, настало время ветеранов экрана. Хотя, когда эти слухи появились, казалось, что возвращение героев 70–х и 80–х годов в нынешние бешеные по ритму, перенасыщенные визуальными образами, пестрые 2000–е просто невозможно. А если возможно, то никому не нужно. Однако оказалось, что матерые тяжеловесы экрана действительно вернулись всерьез, весьма настойчиво претендуя на свой куш от нынешнего бокс–офиса, а иначе говоря, от кассовых сборов. Человек–паук или Железный человек — странные герои современного Голливуда, наделенные сверхъестественными способностями, как конкуренты ими не рассматриваются. Старички Форд и Сталлоне все привыкли делать своими руками, не прибегая к магии или помощи потусторонних сил. Удар у них по–прежнему мощный.


Можно только диву даваться, как непотопляемые голливудские звезды, в том числе и неподражаемый Харрисон Форд, умудряются сохранить себя для большого экрана и на радость человечеству в свои 64 года. Возраст прекрасный, но как–то не совсем отвечающий возрасту главного героя приключенческого боевика. Если злые языки скажут, что удивляться здесь нечему и без чудес пластической хирургии не обошлось, то мы же спишем прекрасную физическую форму американского актера на калифорнийское солнце, освежающие океанские воды и интенсивные тренировки в тренажерном зале. Говорят, даже Спилберг удивился, с какой самоотдачей Форд пытался достигнуть необходимой формы.


В общем, встретиться не стыдно. Для нашего зрителя, приобщавшегося к кино «прогнившего Запада» через плохие пиратские копии, трескучие первые видеомагнитофоны у друзей и соседей, Индиана Джонс стал чем–то большим, чем просто авантюристом. Символом свободы, американским Чапаевым. Из серых будней он звал нас в опасные пески пустынь на поиски сокровищ, и мы смело вверяли ему свою судьбу на два часа экранного времени.


Когда–то Лукас как продюсер и Спилберг как режиссер собирались сделать пять фильмов об Индиане Джонсе, но ограничились тремя — «Индиана Джонс и Искатели утраченного ковчега» (1981 г.), «Индиана Джонс и Храм судьбы» (1984 г.), «Индиана Джонс и Последний крестовый поход» (1989 г.). По легенде, история так и осталась бы трилогией, если бы однажды в 2000 году маленький сын Стивена Спилберга не пришел к отцу и не спросил: «Папа, там же должно было быть еще два фильма про Индиану Джонса. Где они?»


Критик Лидия Маслова отмечает: «Стивен Спилберг снял свой фильм без всех новомодных технологий — на пленке, с каскадерами и с использованием компьютерной графики только в случае острой необходимости. Режиссер хотел, чтобы картинка выглядела не современной, а напоминала бы фильмы категории «В», как и первые фильмы об Индиане Джонсе, не располагавшие гигантскими бюджетами. Результат удивил: по мнению Джорджа Лукаса, четвертый фильм выглядит, как будто он был снят три года спустя после «Последнего крестового похода».


Вполне возможно, для кого–то нынешняя премьера станет возвращением в молодость или праздную юность. Но наверняка кто–то из нынешних тинейджеров встретится с Индианой Джонсом впервые. Не разочарует ли он их? Окажется ли достаточно крутым? Поверят ли они ему? Пожалуй, в случае с этим фильмом работает афоризм о «Моне Лизе» Леонардо Да Винчи, которая, как заметил кто–то из остроумцев, за столько лет своего существования заслужила право выбора, кому из посетителей Лувра нравиться, а кого оставлять равнодушным. Так и Индиана Джонс, потрепанный жизнью и ветром пустынь, приглашает нас в Королевство хрустального черепа вовсе не для того, чтобы покрасоваться собой или получить наше одобрение. Хотя, конечно, неизбежная доля мужского тщеславия и бахвальства во всей этой истории тоже присутствует. Но она так мала, что неподражаемому старику Форду и классику Спилбергу ее можно простить...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter