ОАО "Камволь" успешно работает после модернизации, ОАО "Сукно" ее ожидает

Старая слава новую любит

Когда–то каждый взрослый житель Советского Союза мог без запинки назвать несколько изделий, которыми в то время славилась Беларусь. Перечень мог быть длиннее или короче, но в нем обязательно звучали МАЗ, БЕЛАЗ, трактор «Беларусь», холодильники и телевизоры. Нигде на пространстве огромной страны ничего подобного — в таком количестве и с таким качеством — не производилось. Человек мог и не упомянуть минские камвольный и тонкосуконный комбинаты, но по факту они занимали законное место в списке наших знаменитых брендов. Десятки миллионов взрослых и детей носили одежду, сшитую из белорусских тканей: школьную форму, костюмы, пальто, форменное обмундирование... Камвольный комбинат, ныне ОАО «Камволь», как тогда был крупнейшим в Союзе специализированным предприятием, так и сейчас остается таковым — уже на постсоветском пространстве. Рассказом о его непростой судьбе Агентство теленовостей продолжает проект «На контроле Президента».



«Камволь»: время оправдывать надежды» — этой статьей, опубликованной 5 декабря 2017–го, наша газета описала завершающий период модернизации, которая длилась 5 лет. Старт ей положил визит Президента на предприятие в 2012 году, когда, увидев полностью изношенное оборудование и неприемлемые в XXI веке условия труда, он заверил коллектив: «Камволь» будет восстановлен. А 8 декабря 2018–го перед Президентом отчитывалось уже руководство предприятия. Да, именно так. Инвестирование в модернизацию огромных средств — генеральный директор Анатолий Субботко называл сумму 127 млн евро — означало, что государство выполнило свое обещание. Как распорядились этими ресурсами руководители предприятия и отрасли? Пришло время узнать результат: уже в течение 9 месяцев обновленный и модернизированный, а фактически воссозданный заново, «Камволь» работает в полноценном технологическом режиме.


Почти 800 работников и 300 единиц самого современного оборудования могут произвести в 2018 году 3 млн погонных метров ткани: таков план. В 2019–м предстоит достичь уровня в 4 млн метров, а в дальнейшем — выйти на проектную мощность в 6 миллионов разных видов тканей: чистошерстяных, синтетических, поливискозных... Но это количественные показатели, а что генеральный директор Анатолий Субботко скажет о качестве?

— У каждого швейного предприятия свой подход. Кто–то хочет качество получше, цена для него вторична. Кто–то желает качество поскромнее, зато дешевле. Мы ищем компромисс. Потому что оборудование позволяет работать со всеми видами волокон, искусственных и натуральных, которые есть на сегодняшний день в мире.

— А вы, Анатолий Анатольевич, что носите?

— Костюм из ткани «Камволя». Скажу как потребитель: человек, который оценил костюм из шерсти–полушерсти, никогда не наденет поливискозный.

Вспоминаю еще слова генерального директора из блицинтервью: «На нормально работающем предприятии процесс модернизации не завершается ни–ког–да!»

В течение нескольких месяцев «Камволь» планирует запустить первую линейку одежды из своих тканей и открыть фирменный бутик. Почему?

Анатолий Субботко:

— Все двигаются по этому пути. И наши конкуренты имеют свои бренды готовых изделий, даже несколько. Так они изучают спрос и быстро реагируют на рынок. Это экономика: выручка в готовом изделии увеличивается в 3 раза.

Это намерения, которым хочется пожелать успеха. Но надо не обольщаться заранее и смотреть на вещи критично. Такой позиции придерживается председатель концерна «Беллегпром» Николай Ефимчик:

— Предприятие работает, но не так успешно, как нам хотелось бы. По технологическим переходам проблем серьезных нет. Рентабельность в 9 процентов по сравнению с прошлым годом — это плюс. Но рынок натуральных тканей непростой. Мы видим, что не достигаем поставленных задач по погонным метрам... Работа предстоит еще очень серьезная.



Ясно, что дальнейший путь модернизированного «Камволя» не будет устлан одними только лаврами. Это подтверждают некоторые опрошенные специалисты из сектора легкой промышленности.

Екатерина Михновская, дизайнер частного швейного предприятия:

— Мы приезжаем в Париж на выставку, видим новинки. Возвращаемся, и через месяц китайцы нам присылают эти новинки — настолько они мобильны! Скопировали, сделали под себя. А если с нашими, белорусскими тканями работать?.. Приезжают девочки с камвольного, мы показываем, что хотим... Через 2 — 3 месяца получаем образец. Бывает, и дольше ждем. То у них нет нужного волокна, то нужного цвета. Мы планируем ткань за полгода, а в итоге получаем через два сезона. Это очень поздно.

Ирина Воложина, начальник производства частного швейного предприятия:

— Мы сами предложили разработать для нас ткань — в клеточку, для школьной формы. Качество нас устроило. Но по каким–то причинам с этого года они отказались выполнять наш заказ. Может быть, маленькое количество им невыгодно? Но и нам по соотношению цены и сроков камвольный комбинат обошелся дороже. С этого года мы опять вернулись к корейской ткани.

В Турции сроки изготовления — 3 недели, доставка — неделя. За месяц можно привезти абсолютно любую ткань. Бывает, что из Китая можно привезти быстрее, чем из Минска. Наши ткани к тому же гораздо дороже китайских.



Директор салона–магазина итальянских тканей Надежда Ладышкина, которая уже много лет привозит в Минск элитные ткани прямиком из домов мод, констатирует: «Белорусскому производителю ткани не хватает дизайнерской фантазии...»

А главный художник–модельер ОАО «Центр моды» Антон Ярощик не во всем разделяет критические оценки. Он имеет опыт работы с тканями комбината, хорошо знаком с материалом и видит, что с последними образцами работать намного интереснее и проще: «Многие характеристики изменились в лучшую сторону».

...Ясно, что завершившаяся модернизация знаменует собой не финиш, а старт нового этапа развития. Способность производить ткани на мировом уровне качества — это «Камволь» уже подтвердил — еще не гарантия сбыта и экономического процветания. Чтобы выстоять в глобальной конкуренции, менеджерам предприятия надо достичь и мировых параметров в маркетинге, рыночной гибкости.



Но даже о нынешнем уровне «Камволя» остается лишь мечтать руководству ОАО «Сукно». От многотысячного некогда коллектива здесь остались несколько сотен самых стойких работников. В прошлом году дирекция с согласия основных акционеров, концерна «Беллегпром» и Мингорисполкома, заявила о банкротстве предприятия с формулировкой «неплатежеспособность, которая приобретает устойчивый характер». Сейчас «Сукно» находится в процедуре санации. Надежды на экономическое оздоровление связаны с Максимом Малащицким, назначенным судом антикризисным управляющим, который ранее реанимировал «Брестские ковры».

Вот как оценивает перспективы ОАО председатель концерна «Беллегпром» Николай Ефимчик:

— Имея защитный период и возможность работать, предприятие выпускает около 30 тыс. метров тканей в месяц: это позволяет существовать, сохранить коллектив и компетенции. Разработан бизнес–план — мы внесли его в Совет Министров. Надеемся, что он будет рассмотрен.

Цена вопроса соизмерима с тем, что ранее потребовал «Камволь»: 90 миллионов долларов и пять лет модернизации. И если историю первого можно завершить уверенным восклицательным знаком — это уже несомненный успех! — то перспективы второго пока остаются под вопросом.



...Статистика Всемирной торговой организации за 2017 год безусловное лидерство на рынке текстиля признает за Китаем: Поднебесная наторговала на 110 миллиардов долларов. В десятке лидеров оказались страны Европейского союза (солидарно), Индия, США, Турция с показателями, по убывающей, — 69, 17, 10 миллиардов... Экспорт Беларуси составляет 1 млрд 200 млн. Скромно, мало? Это как посмотреть. Если учесть небольшую территорию и населенность — да в сравнении с Китаем, Индией, США... — то мы очень неплохо сработали! Ведь соразмерные с Беларусью страны в этом рейтинге даже не фигурируют. Вывод очевиден: нам по силам сохранить за собой серьезный сегмент мирового текстильного пирога. Возможно, даже увеличить его. Мы ведь, в сущности, только начинаем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter