Станционные «смотрители»

Перед стрелками поезд сбавляет ход и плавно подкатывает вдоль низкого перрона к старому двухэтажному зданию станции. Прибывающий состав встречает дежурный с жезлом в руке. Машинисты приветствуют хозяина станции коротким свистком локомотива.

Почему железнодорожную станцию Дубица в Брестском районе так любят кинематографисты?

Перед стрелками поезд сбавляет ход и плавно подкатывает вдоль низкого перрона к старому двухэтажному зданию станции. Прибывающий состав встречает дежурный с жезлом в руке. Машинисты приветствуют хозяина станции коротким свистком локомотива.

Приняв пригородный, Павел Кон приступает к новым делам. Он за все здесь отвечает. За прибытие и отправление поездов, перевод, кстати, вручную, стрелок, продажу билетов, движение грузовых составов и другие вопросы, возникающие ежедневно и требующие безотлагательного решения. Правда, опытный железнодорожник, два десятка лет проработавший на одной станции, никогда не скажет, что бывает трудно. Наоборот, по его словам, здесь всегда невероятно интересно.

— Хотя бы потому, что я одним из первых вижу многие сцены из кино, которое позже выходит на большой экран, — говорит Павел Александрович. — Лишь несколько недель назад от нас уехала очередная съемочная группа. Кадры, которые были отсняты на станции, скоро появятся в фильме «Снайпер-2. Тунгус». Киношники, работавшие у нас, говорили, что «натура» в Дубице прекрасная — очень напоминает далекие военные времена.

Это действительно так. Увидев высокое двухэтажное здание станции с широкими арками над центральным входом и окнами, построенное из добротного кирпича, местами потемневшего от обжига и ненастий, невольно возникает чувство, что время отодвинулось лет на сто назад. Узкий перрон разделяет пути с деревянными шпалами, от которых за добрый десяток метров разит пропиткой. Чуть поодаль — маленький переездик с полосатыми черно-белыми столбиками. Все так или почти так, как было десятки лет назад. Разве что поезда по рельсам движутся современные. Хотя частенько их место занимают старенькие паровозы, которые пыхтят, надрываются, таща за собой вагоны военной поры.

Павел Кон, работающий дежурным по станции Дубица много лет, точно уже и не помнит, когда здесь рождался самый первый фильм. Но в каждой съемке есть что-то свое, незабываемое. В 10-серийной киноленте «Курсанты», по мотивам автобиографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай — не вспоминай», старые станционные здания, рампу складских помещений с первого взгляда не узнает даже тот, кто в реальной жизни видел их десятки раз. Декорации и зоркий глаз оператора обеспечивают реальность картинки и ее непохожесть на сегодняшнюю жизнь. Здесь важна каждая деталь, и железнодорожники, несущие дежурство на станции Дубица, видят, какое внимание уделяет ей каждый режиссер. Несколько лет назад снимали кино на революционную тему. Стояла поздняя осень, но снег еще не выпал, а он был необходим в кадре. За какой-то день декораторы сотворили настоящие чудеса. Пассажиры, следующие поездом Брест — Влодава, даже окна открывали из любопытства, когда увидели напротив здания станции дымящий паровоз со старыми вагонами и революционными транспарантами. Словно на самом деле попали в 1917 год.

Особенно запомнились Павлу Александровичу съемки нынче известной «Брестской крепости». Тогда, а дело происходило летом, три пути на станции нагрузили под завязку, поставив эшелоны военной поры, а по свободному строго по расписанию проходили дизель-поезда. Было много старинной техники, всяких баулов, чемоданов. В массовках съемочная группа задействовала около трехсот человек. Они понадобились, чтобы снять сцену эвакуации на Брестском железнодорожном вокзале. Нынешний вокзальный комплекс города над Бугом для этих кадров не подошел, потому что сегодня он выглядит совсем не так, как семьдесят лет назад. А вот здание на станции Дубица, хоть и меньшее по размеру, брестский вокзал времен Второй мировой войны точно напоминает. Были сооружены дополнительные декорации: билетные кассы, торговые ларьки, сменили вывеску с названием, и то, что Павел Кон позже увидел в кино, по его словам, очень походило на реальность. Фильм, считает он, сделан талантливо.

В дни съемок немногочисленный коллектив станции — четыре дежурных и начальник — трудились без выходных. Нужно было четко организовать весь процесс, а главное — обеспечить безопасность всех, кто находился на съемочной площадке и возле нее. Железнодорожники с этой задачей справились. После нескольких часов съемок они освобождали пути, принимали проходящие пригородные поезда, затем все повторяли заново.

— Важно, чтобы во всем была организованность, — говорит Павел Александрович. — Тогда все пойдет как по маслу.

Недавно на станции режиссер Олег Фесенко вместе со своей командой снимал некоторые сцены «Снайпера-2». Сериал рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, происходящих в том числе и на территории оккупированной Беларуси. В фильме много напряженных, захватывающих моментов, некоторые из них будут происходить на фоне знакомых дубицких лесов и железнодорожной станции.

Впрочем, в Дубице, в этих тихих, словно замедливших бег времени, местах снимают не только художественное кино, но и рекламные ролики. И начальник станции Олеся Кошик, и дежурные Павел Кон, Александр Вакулич, Михаил Лущук и Андрей Онищук готовы и дальше оказывать в этом всяческое содействие.

Александр КУРЕЦ, «БН»

НА СНИМКЕ: во время съемок фильма «Брестская крепость».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter