Кадры для атомной отрасли: каких специалистов для БелАЭС готовят сейчас наши вузы и ссузы

Станционные смотрители

Ни одно предприятие, каким бы современным и продвинутым ни было его оборудование, не сможет работать без главного — квалифицированного персонала. А уж тем более если речь идет о целой отрасли, к примеру атомной. Какие наши вузы в рамках госпрограммы подготовки кадров для ядерной энергетики на 2008—2020 годы готовят таких профессионалов? В чем особенность их подготовки? Какие перспективы с трудоустройством вырисовываются у нынешних студентов и абитуриентов? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «Р».

фото юрия мозолевского.

Баллы растут

Первые сообщения о подготовке белорусских атомщиков внутри страны появились в 2008 году. Игорь Войтов, тогда занимавший пост зампредседателя Государственного комитета по науке и технологиям, рассказывал СМИ, в каких вузах планируется готовить наших атомщиков: БГУ, БНТУ и БГУИР. Причем, как и планировалось, у каждого вуза должны были быть свои направления. Кто-то растит физиков-ядерщиков, кто-то — экологов, а кто-то — тех, кто будет стоять у руля, или, если точнее, у щита управления АЭС, а также заниматься разработкой этих автоматизированных систем. 

С тех пор сделано было немало, начиная от разработки учебных программ и заканчивая активным участием в зарубежных стажировках. Чтобы соответствовать, обучаться пришлось не только студентам, но и преподавателям. В том числе благодаря возможностям, предоставленным «Росатомом» и МАГАТЭ. А это образовательные курсы, ознакомление с работой уникального оборудования и даже создание региональных образовательных сетей, таких, например, как Starnet. В нее помимо нашей страны, рассказывает проректор по учебной работе и менеджменту качества БГУИР Елена Живицкая, входят еще ряд государств постсоветского пространства, в числе которых Россия, Азербайджан, Армения, Казахстан и Украина. Всего 14 университетов:

— Сегодня в сети зарегистрированы около 500 пользователей и действуют два десятка активных курсов. Проводятся школы, конференции, семинары, тренинги, обмены студентами и преподавателями. 

Эксплуатирующий персонал учится и повышает квалификацию на базе учебно-тренировочного центра на самой станции в течение всей работы на БелАЭС.
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО.

Кроме того, БГУИР стал инициатором создания «Электронного портала ядерных знаний в Беларуси», который содержит около 800 оригинальных материалов. Это в том числе учебные курсы по ядерной физике, радиохимии, доступные любому пользователю.

Традиционно атомные специальности — в числе самых популярных. А значит, проходные баллы на них из года в год растут. Например, проходной балл на специальность «Ядерные физика и технологии» физфака БГУ за последние два года вырос почти на сто баллов и составил 265. Чтобы пройти на специальность «Строительство тепловых и атомных электростанций» в БНТУ, в прошлом году нужно было набрать почти на 40 баллов больше, чем в 2016-м. 

Но мало развивать первую образовательную ступень, должна идти подготовка кадров и для второй. Об этом говорит и Елена Живицкая:

— В БГУИР развивается не только первая ступень образования, но и магистратура. Мы отправляем магистрантов на обучение в лучшие зарубежные профильные вузы. Четверо из них, вернувшись, уже работают преподавателями в нашем вузе. Продолжают работу над диссертациями. Один из них планирует поступать в аспирантуру. 

БНТУ — один из трех вузов страны, где готовят кадры для нашей атомной отрасли.
фото юрия мозолевского.

Место найдется всем

Атомная отрасль аккумулирует лучшие кадры — работа-то ответственная. А потому учиться, а это учитывают далеко не все, говорит заместитель главного инженера по подготовке персонала — начальник Учебно-тренировочного центра БелАЭС Владимир Горин, придется всю жизнь. Сначала вуз, потом стажировки, повышение квалификации, переподготовка. А эксплуатирующий персонал атомной электростанции и вовсе учится и повышает квалификацию на базе учебно-тренировочного центра на самой станции в течение всей работы на АЭС. 

Но не получится ли так, что, воспитав лучших, мы не сможем предоставить им работу в отрасли? Ведь персонал для той же БелАЭС, предоставляющей самое большое количество мест для атомщиков, констатирует Владимир Горин, фактически набран. А текучести кадров на станции почти нет — она не превышает 4 процентов. Сами специалисты в основной массе — люди молодые, энергичные, и явно, что проработают на АЭС не один год. Тем не менее четверть из общего числа сотрудников, требующихся для эксплуатации АЭС, а это 1600 человек, составляют выпускники белорусских вузов. И, по словам Владимира Горина, к концу этого года на БелАЭС будут работать 405 молодых специалистов из вузов и ссузов страны:

— Сегодня на БелАЭС работают 213 выпускников высших и 55 — средних специальных учебных заведений. К концу 2019 года на атомной станции мы планируем задействовать еще 74 выпускника высших и 63 — средних специальных учебных заведений. Кроме того, в этом году на практику к нам придут 57 человек. После преддипломной практики многие, с большой долей вероятности, останутся работать на станции. К слову, некоторые из пришедших выпускников наших вузов уже успели подняться по карьерной лестнице. Например, выросли до должности инженеров управления реактором. 

Тем не менее ежегодно в наши вузы на атомные специальности принимаются около ста абитуриентов. Только на трех факультетах Белгосуниверситета это 75 человек. За десятилетие вуз окончили около 400 таких выпускников. Что если умножить цифру на два, а то и на три? Впрочем, заверили в БГУ, проблем с трудоустройством атомных кадров вуз не испытывает. Да, достаточное количество выпускников ушли на «атомку», только в прошлом году — десять человек. Тем не менее, подтвердили в Минобразования, находится работа и остальным. Приблизительно две трети выпускников находят работу в организациях, связанных с ядерной энергетикой и источниками ионизирующего излучения, остальные — в смежных отраслях экономики.

Четверть от общего числа сотрудников, работающих на БелАЭС, а это 1600 человек, составляют выпускники белорусских вузов. 
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.

Много или мало?

В то время как у нас атомных кадров в достатке, ряд стран испытывает в них острую нехватку. Например, Британия, которая, по информации World Nuclear News, нуждается в ежегодном притоке в 7 тысяч специалистов. А согласно стратегическому плану развития отрасли, до 2021 года эта страна планирует довести общую цифру работников почти до 100 тысяч. Продумывают, как сделать привлекательным переход сюда из других отраслей, проводить карьерные и образовательные мероприятия. Причем акцент, что любопытно, делается на привлечении в отрасль женщин: планируется, что к 2030 году доля представительниц прекрасного пола здесь увеличится вдвое и составит 40 процентов. Более того, диссертации по ядерным специальностям должны защищать не менее 72 человек в год.

Китай, который делает ставку на развитие атомной энергетики, планируя довести число реакторов до сотни с лишним, также озабочен дефицитом имеющихся в стране специалистов-атомщиков. Как пишет South Chine Morning Post, на данный момент лишь 20 процентов профильных молодых специалистов имеют образование, связанное с атомной энергетикой. А ведь в стране строятся почти два десятка атомных энергоблоков. Поэтому в мегаполисе Тяньцзинь Китайская национальная атомная корпорация откроет специализированное образовательное учреждение — университет ядерной промышленности. 

А вот в Украине такой проблемы не стоит. Здесь атомщиков готовят, как минимум, шесть университетов. В их числе Национальный технический университет «Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского», Одесский национальный политехнический университет, Национальный университет «Львовская политехника» и другие. Причем в зависимости от вуза решаются разные задачи. Например, НТУ КПИ не только готовит физиков-атомщиков, но и ведет научную деятельность по теме «Физика тепловых и ядерных энергоустановок». Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» готовит тех, кто займется строительством турбин для атомных, тепловых и гидроэлектростанций.

Кадры для ведущей атомной организации России — государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» — готовят более двух десятков профильных вузов. И это неудивительно, если только концерн «Росэнергоатом» в этом году планирует принять на работу более 300 выпускников, а до 2030 года — почти 9000 выпускников с высшим образованием. Практику на предприятиях концерна только в прошлом году прошли более 1,5 тысячи студентов. 

Будущее атомной отрасли — студенты энергетического факультета БНТУ.
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО.

Не только подготовка, но и переподготовка

Впрочем, учитывая имеющееся количество белорусских атомщиков внутри страны, пришло время подумать не столько об их подготовке, сколько о переподготовке, ведь атомная отрасль развивается стремительно. Об этом говорит и Владимир Горин:

— Пришло время и нам, и белорусским учебным заведениям подумать об изменении направлений взаимодействия. 

Да, учебный центр станции выполняет массовую переподготовку своих работников. Но зачастую возникает необходимость подготовки штучных специалистов, для которых нецелесообразно создавать условия в Островце. Глава Учебно-тренировочного центра БелАЭС убежден:

— Выгоднее направлять их в образовательные учреждения, и необязательно за рубежом, где они могли бы получить необходимое обучение. Повышение и поддержание квалификации. Сейчас мы закупаем новое оборудование, предназначенное для диагностики основного оборудования БелАЭС. Нужно обучить человек 6—7, которые будут его обслуживать. А, например, химфак БГУ имеет такое оборудование, используя его для подготовки своих студентов. Было бы хорошо на основании договорных отношений готовить здесь и наших инженеров. 

Только вот, сетует он, пока в списках образовательных учреждений, где можно осуществлять переподготовку специалистов для станции, нет ни БГУ, ни БГУИР, ни БНТУ. 

Есть, по словам специалиста, еще одна серьезная проблема — отсутствие учебников для повышения квалификации таких кадров:

— У нас есть авторские компьютерные обучающие системы, учебные пособия — но это все наши разработки, которые не выходят за пределы учебного центра станции. Хотя мы могли бы поделиться такой информацией. В частности, по курсу «Культура безопасности». А ведь ее воспитание немаловажно. Сегодня к нам приходят очень подготовленные молодые кадры, у многих из которых, увы, нет «чувства хозяина». А ведь это важно даже на этапе монтажа оборудования — работать-то с ним тебе. 

Словом, тем, кто готовит кадры для атомной отрасли, и ее потребителям еще есть что обсудить на благо общего дела. 

КОМПЕТЕНТНО

Илья Филипьев, руководитель проектного офиса «Трансфер ядерного образования» Технической академии «Росатома»:

— У Беларуси есть все предпосылки сохранить высокий уровень качества образования для нужд атомной отрасли, что, в первую очередь, обусловлено в целом высоким уровнем подготовки в белорусских университетах, входящих в международные рейтинги.  

Госкорпорация «Росатом» в рамках проекта «Международное сотрудничество в сфере ядерного образования» реализует мероприятия по содействию в развитии национальных систем ядерного образования в странах-партнерах, в том числе с Беларусью. Это включает в себя создание совместных образовательных программ с вузами России, обучение иностранных граждан в опорных вузах Госкорпорации «Росатом», подготовку преподавателей, проведение зимних и летних школ для студентов и аспирантов, организацию выездных лекций российских преподавателей для университетов стран-партнеров, а также разработку учебной литературы по ядерным технологиям на иностранных языках.

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter