Станок, камень, кислота. Чем живет единственная в Беларуси мастерская литографии

Раньше тиражирование с камня было самым популярным способом создания афиш и этикеток. Сегодня это редкий вид искусства, которым занимаются около двадцати белорусских художников и всего один мастер-печатник. Мы побывали в их мастерской и рассказываем о современном быте белорусской литографии.

Место действия – художественный комбинат. В комнатах светло – панорамные окна – и холодно. Вокруг станки в несколько метров длиной, столы, за которыми работают художники, и груда плоских камней. На них рождается эскиз, который позже заполнят краской и отпечатают на листе бумаги. Но обо всем по порядку.

Что такое литография – простыми словами? 

– Литография – это техника плоской печати, при использовании которой рисунок переносится на бумагу с камня, – объясняет куратор Белорусского дома графики Светлана Петушкова. 


Звучит необычно. Мы пытаемся вникнуть в процесс еще несколько минут, но в итоге приходим в выводу: лучше один раз посмотреть, чем дважды послушать. Направляемся к станкам.

Рисунок наносится на отшлифованный камень карандашами на основе бараньего жира. Потом это покрывается раствором кислоты с крахмалом – она шипит и меняет текстуру камня. Те места, где проходили карандашные линии, будут цветными. После травления кислотой рисунок смывают и наносят краску. Сверху кладут бумагу и проводят камень под прессом. В итоге у нас в руках литография. Оттисков можно сделать множество, но чем их больше, тем стремительнее уменьшается ценность произведения. Однако вместе с тем возможность создать тираж – это один из основных плюсов литографии. 






– В этих мастерских работал весь свет белорусской графики: Наталья и Георгий Поплавские, Арлен Кашкуревич, Александра Последович, Елена Лось, Борис Заборов. Сюда приезжали и из Литвы, Казахстана, Польши, – отмечает график Александр Шаппо. – Литография использовалась в оформлении театров, гостиниц, школ… 





– А чем живет белорусская литография сегодня?

– Энтузиазмом старого мастера, – смеются художники и хором нахваливают Дмитрия Молоткова. Он один из основоположников белорусской графики, литографии и офорта. А на сегодняшний день еще и единственный в Беларуси мастер-печатник, который может превратить эскиз художника в произведение искусства. У Дмитрия Васильевича есть ученики, но им пока не хватает опыта, чтобы заниматься сложными работами. Одна из таких – Светлана Петушкова, которая рассказывает нам о литографии с горящими глазами и тащит камень за камнем, чтобы показать давние эскизы. Мы порываемся ей помочь – и глыба чуть не падает на ноги. Оказывается, среднестатистический камень для работы с литографией весит около 45–60 килограммов. А в целом арсенал мастерской может похвастаться материалом от 20 до 200 килограммов. Поднимать самый тяжелый камень художники не решаются даже вчетвером. 


– На самом деле направление литографии есть в Академии искусств, студенты учатся работать с камнем. Но потом многие уходят работать в другие сферы. Часто в компьютерную графику. Это быстрее, проще, прибыльнее. И посредник в виде мастера-печатника не нужен, – вздыхает график Виктор Савченко. – К тому же продать гравюру немного сложнее. Для этого нужно участвовать в конкурсах и выставках, лучше всего международных. Тогда вас заметят. 


– Важно рассказывать о литографии и других техниках печатного искусства, особенно в школах и университетах, – считает художница Марина Капилова.Иначе человеку сложно объяснить, почему литографный лист с рисунком особенный. Без понимания процесса создания гравюру невозможно оценить, нельзя понять, какой труд в нее вложен. 


Пока мы беседуем, на комбинате идет работа: художники рисуют и выцарапывают рисунки, в соседней комнате печатают гравюры в технике офорта. Подмечаем детали: подушечка под руку, чтобы та не мерзла на холодном камне, желеобразная краска и плакат в советском стиле, строго вопрошающий: «А ты сделал литографию?» 







Конечно. Впереди бесчисленные выставки, мастер-классы и частные заказы. На конкуренцию с другими техниками печати художники не жалуются и ко всему относятся с позитивом. Смеются и уверяют: если вдруг произойдет апокалипсис, компьютерная графика исчезнет. А приверженцы литографии так и будут рисовать на камнях и печатать гравюры – хоть на станке, хоть нажимая обычной ложкой.

– Основная цель мастерской – сохранение печатных техник и традиций. У Беларуси богатая история книгопечатания и графики, но на сегодняшний день сохранилось не так и много. А в наших силах все это поддерживать и приумножать, – подытоживает Светлана Петушкова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter