Станет маленький удаленьким

Дефицит инвестиций стал барьером для небольших компаний

Это я про малый бизнес… А уверенность в том, что он таким может стать, высказал заместитель премьер-министра Петр Прокопович на семинаре по проблемам развития малого и среднего бизнеса, который уже сегодня дает около 25 % ВВП страны. И надо внимательно посмотреть на резервы и возможности для роста частного сектора. Небольшие компании более мобильны, способны быстрее гигантов приспосабливаться к меняющимся экономическим реалиям.

Ориентир в стране взят на опыт западных стран. В Германии, Польше, Чехии на долю малого бизнеса приходится около 60—70 % производства товаров и услуг. По такому вектору движется и предпринимательство у нас. Правда, есть одна специфика: родного малого бизнеса почти не видно, но он есть. Работает тихо, без шума и пыли, громко не заявляет о своих проблемах, еще меньше старается хвастаться успехами… А они имеются. На семинаре продемонстрировали продукцию нескольких десятков небольших компаний. Некоторые из них уже маленькими можно назвать чисто номинально: в них трудятся 300—400 человек. Оказалось, малые предприятия уже производят почти все: от сувенирной продукции и модной одежды до косметики, лекарств и медицинского оборудования.

Практически всем представителям компаний Петр Петрович задавал два стандартных вопроса: интенсификация поставок за рубеж и возможности для расширения производства. С экспортом у передового малого бизнеса вроде бы все обстоит относительно неплохо. Исходя из логики экономической безопасности, многие предприниматели без подсказок диверсифицируют рынки сбыта: поставляют продукцию в Россию, Казахстан, Украину. Некоторые даже открывают «дочки» в прибалтийских государствах, чтобы выйти на рынок Евросоюза. Но когда речь заходит о динамичном росте производства, возникает неловкая пауза и заминка. «Если будут финансовые возможности», — уклончиво отвечают представители бизнеса.

Судя по всему, дефицит инвестиций — краеугольный камень, который стал серьезным барьером для небольших компаний, чтобы сделать рывок вперед. Проблема с длинной бородой, но справедливости ради надо отметить: ее пытаются в государстве решить. Процесс пока не получил своего логического завершения: качественных небольших частных предприятий много, а доступные кредитные ресурсы — товар дефицитный. Отсутствие финансовых ресурсов тормозит и развитие промышленности. Давление импорта, нехватка квалифицированных кадров, неудобное налоговое законодательство и административные шумы отходят на глубокий задний план.

Где бизнесу взять деньги для дальнейшего развития, пока не совсем понятно. Но в целом государство готово помогать производственному предпринимательству всеми доступными ресурсами. Достаточно жестко Петр Прокопович высказался по проблеме неиспользуемых площадей в Минске, назвав преступлением, когда здания пустуют. Правда, не все зависит от властей. Стены, даже постройки 50—60-х годов, стоят недешево, какую щадящую методологию их оценки не применяй. И если на офисные и торговые помещения спрос еще есть, то промышленные объекты оказываются частникам не по карману. Либо рентабельность производства не покрывает высокие затраты на приобретение цехов. Заместитель премьер-министра поручил властям города в срочном порядке разобраться с этой проблемой. Впрочем, бизнес может развиваться не только в пределах Минской кольцевой дороги. Акценты должны смещаться в сторону городов-спутников, в каждом из которых, по мнению Петра Прокоповича, должен появиться индустриальный парк.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter