Станет ли пенсионер миллионером?

Приняв в первом чтении закон о размещении средств пенсионных фондов, российский парламент взял последний барьер на пути проведения пенсионной реформы.
Приняв в первом чтении закон о размещении средств пенсионных фондов, российский парламент взял последний барьер на пути проведения пенсионной реформы. Предполагается, что россияне смогут не только копить индивидуальный капитал на старость, но и самостоятельно принимать решение о его размещении. Это могло бы постепенно улучшить положение пенсионеров и дать дополнительный толчок для развития экономики.

На постсоветском пространстве пенсионеры больше других категорий населения пострадали от перестроечных перемен. Получилось, что работали-работали, всю жизнь финансировали распределительную пенсионную систему, а в итоге получили мизерную пенсию.

Система отчислений финансовых средств в России похожа на западноевропейскую, и ей свойственны слабости, известные Западной Европе. Российская же специфика еще больше усиливает их. Государственный пенсионный фонд только перераспределяет деньги, но средства почти не накапливаются. Он финансируется за счет социальных налогов, уплачиваемых работодателем, размер которых составляет 35,6 процента от фонда зарплаты. А поскольку многие работники исходят из того, что в перспективе будут получать лишь минимальную пенсию, то, несмотря на недавно введенный унифицированный 13-процентный подоходный налог, и у работодателя, и у работника остается стимул для декларирования по возможности более низкой зарплаты и тем самым для сокращения размера отчислений. Результат - не только мизерные даже по российским меркам пенсии, но и незначительный доход от подоходного налога. После того как парламент начал рассмотрение закона об инвестировании средств, предназначенных для накопительных пенсий, дорога к радикальной реформе российского пенсионного законодательства, кажется, окончательно открыта.

Первым шагом будет то, что с января нынешнего, 2002 года, вместо обычных 35,6 процента в государственный пенсионный фонд будет отчисляться только 14 процентов зарплаты, что в будущем должно гарантировать основную пенсию. В переходный период накопленные избыточные средства пенсионного фонда и государственные перечисления должны помочь выплачивать пенсии гражданам, которые получили на них право еще при старой системе. Еще 14 процентов от зарплаты начнут поступать на индивидуальный счет в государственном пенсионном фонде, где будут храниться средства для накопительной части пенсии. Впоследствии каждый работник сможет оценить, что более высокие отчисления гарантируют более высокую пенсию по старости. Соответственно появится стимул требовать от работодателя, чтобы эти социальные выплаты уплачивались из расчета его фактической зарплаты.

Однако пенсионная реформа в России не ограничивается переходом от государственного финансирования пенсионеров к комбинированному государственному пенсионному обеспечению. С лета 2003 года (до того государственный пенсионный фонд не сможет обеспечить этого технически) каждый работник, которому на начало 2002 года не исполнилось 40 лет, сможет раз в году решать, каким из различных инвестиционных вариантов он хочет воспользоваться для размещения половины накопленных им средств. Пенсионный фонд будет предлагать различные варианты размещения накопительной части пенсии. Предполагается, что с 2004 года собственные инвестиционные программы и варианты накопления пенсий предложат негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Это будет способствовать конкуренции в секторе пенсионного обеспечения, а россияне почувствуют себя в некотором роде капиталистами.

Правда, возникает вопрос эффективности работы администрации пенсионных фондов. До создания координационных советов функции контроля над их деятельностью решено распределить между различными полномочными органами. Есть идея, чтобы избежать рисков при размещении денег, ввести ограничение: вкладывать в ценные бумаги не более 10 процентов средств, причем в бумаги одного эмитента - не более 30 процентов их.

С начатой пенсионной реформой правительство связывает надежды не только на решение актуальных пенсионных проблем, но и на постепенное улучшение положения пенсионеров, а также увеличения накопительной части пенсии и развития российского финансового рынка. Осторожные оценки исходят из того, что благодаря системным изменениям в течение следующих 10 лет пенсионные вложения достигнут 60 миллиардов долларов, или 10 процентов ВВП. Их размещение должно оказать стимулирующее воздействие на развитие экономики и улучшить доступность инвестиционных средств для российских предприятий, которые могут гарантировать возврат полученного кредита. Важный импульс к развитию может получить и пока практически не существующий рынок ипотеки.

Многие эксперты сходятся во мнении, что россияне решились на достаточно рискованный в нынешних экономических и финансовых условиях шаг. Что же касается Беларуси, то тут с радикальными преобразованиями в пенсионной сфере предпочитают не спешить - ведь любое из них касается очень уязвимой категории населения. Кроме того, есть мнение, что нынешняя распределительная система до конца себя отнюдь не исчерпала. Доказательством в известной степени может служить то, что средняя пенсия по республике составляет 127 процентов от бюджета прожиточного минимума пенсионера (на начало 2001 года она составляла 116 процентов), и это по-прежнему один из самых высоких показателей среди стран СНГ. Причем рост пенсий в прошлом году опережал рост зарплаты и потребительских цен на товары. Средняя пенсия составила 42,5 процента средней заработной платы, что соответствует международным стандартам. И, судя по всему, это не потолок: задача - достичь 48-процентного соотношения.

Впрочем, очевидно и другое. Доставшаяся нам от советских времен система пенсионного обеспечения в современных условиях уже неэффективна. Население республики стареет. Сегодня в Беларуси около 2,5 миллиона пенсионеров. На 10 неработающих приходится 17 работающих. И перспективы оптимизма не внушают: по прогнозу, через несколько лет соотношение составит 10 к 13, а это значит, нагрузка на экономически активное население в ближайшем будущем возрастет, причем весьма ощутимо. Смогут ли работающие, во-первых, прокормить неработающих, а во-вторых - рассчитывать на достойную старость? Вопрос очень даже актуальный. Концептуально его решение предусматривает переход к трехуровневой системе пенсий: социальную по старости (ее получат те, кто не делал страховых отчислений в пенсионный фонд); заработанную (страховую) пенсию и дополнительную профессиональную, основанную на накоплении.

Как скоро в обязательной пенсионной системе в полную силу заработают накопительные механизмы, сказать сложно. По некоторым оценкам, говорить о переходе от всеобщей распределительной системы к смешанной можно будет не раньше чем через год-два. Пока же в отдельных регионах отрабатывается необходимый для этого момент - персонифицированный учет страховых взносов, который на территории Беларуси будет введен в 2003 году.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter