В Союзном государстве появится единый каталог продукции

Стандартный подход

Виктор Назаренко: Все страны
ЕАЭС заняты разработкой
недостающих стандартов.

СЕГОДНЯ ни один товар не может быть продан, если он не соответствует определенным техническим требованиям по безопасности. И очень важно для экономической интеграции, чтобы они были согласованы. Как эта работа идет в Союзном государстве? Об этом корреспондент «СОЮЗа» беседует с председателем Государственного комитета по стандартизации Беларуси Виктором НАЗАРЕНКО.

— Виктор Владимирович, удается ли сегодня Беларуси и России, как это было во времена СССР, проводить общую техническую политику?

— В СССР действовали единые системы стандартов и измерений. Но затем отношение к этому вопросу было неоднозначным. На уровне СНГ с начала ХХI века страны Содружества начали переход к новому техническому законодательству, разрабатывая технические регламенты и создавая национальные подходы к оценке соответствия продукции. Активность разработки единых межгосударственных стандартов — ГОСТ — значительно снизилась. Начал углубляться разрыв в требованиях к продукции и методах ее испытаний. Появились порой непреодолимые барьеры для взаимной торговли и кооперации. Поэтому очень своевременным, на мой взгляд, стало принятие решения о переходе к единым требованиям к продукции. Что и легло в основу Таможенного союза и ЕАЭС.

— Насколько тесно в этой сфере вы сотрудничаете с российскими коллегами?

— Сегодня основные работы проводятся в формате ЕАЭС. Наши специалисты активно участвуют в формировании и развитии договорно–правовой базы в области технического регулирования, направленной на обеспечение свободного движения безопасных и конкурентоспособных товаров. Идет совместная разработка единых технических регламентов, устанавливающих обязательные для стран–членов требования безопасности к продукции и правила ее доступа на общий рынок. Так, из 35 принятых технических регламентов 7 — белорусские разработки, а 19 — российских коллег. Наши совместные усилия сконцентрированы на разработке межгосударственных стандартов — ГОСТ, которые обеспечивают реализацию технических регламентов. В 2016 году, в частности, будут разработаны стандарты на машины и оборудование, парфюмерно–косметическую, пищевую продукцию, упаковку. Россия демонстрирует в данной области мощный прогресс. И мы стараемся быть достойными партнерами.

Плодотворное сотрудничество отмечается и между государственными фондами по стандартизации. Так, в результате совместной деятельности белорусских, российских и казахстанских специалистов создан уникальный официальный информационный ресурс «Таможенный союз. Техническое регулирование». Тем самым решен вопрос информационного обеспечения документами в области технического регулирования ЕАЭС, а также действующими межгосударственными стандартами и национальными стандартами каждой страны. Широкие функциональные возможности ресурса позволяют промышленности и бизнесу получать актуальную и достоверную информацию о технических регламентах и стандартах, не прибегая к дополнительным источникам. А на уровне Союзного государства предполагается создание единого каталога продукции. Он станет информационной основой при импортозамещении и обеспечении равных условий для предприятий наших стран в системах государственных закупок.

Сотрудничаем и в метрологии, поскольку достоверность измерений связана с безопасностью и качеством продукции. Чтобы результаты измерений признавались на международном уровне, Госстандарт участвует в международных, региональных и ключевых сличениях государственных эталонов Беларуси и в первую очередь с Российской Федерацией.

— Насколько стандарты — межгосударственные и национальные — соответствуют международным и европейским требованиям?

— Изначально в Беларуси был взят ориентир на международные и европейские стандарты. Показатель гармонизации ежегодно принимаемых в стране государственных стандартов превышает 60%, а в электротехнике, строительстве, химии и нефтехимии он даже выше. Такой подход дает возможность промышленности и бизнесу выпускать конкурентоспособную продукцию, принимать инновационные решения, наращивать экспортный потенциал и значительно упрощает доступ товаров на рынки других стран. Вот один из показательных примеров. Нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси уже с конца 90–х годов прошлого века работали, применяя международные и европейские стандарты на выпускаемое топливо и методы его испытаний. И это оправдало себя в полной мере при введении в действие технического регламента Таможенного союза на данную продукцию. В Беларуси не возникло сложностей, предприятия были готовы работать по новым правилам.

Ставка на международный и европейский опыт делается и при разработке технических регламентов и стандартов в ЕАЭС. Ориентируясь на международные и европейские стандарты, мы решаем важнейшую для экономик наших государств задачу повышения конкурентоспособности продукции, при этом не только содействуя расширению экспорта, но и обеспечивая действенную защиту своего рынка от товаров, не соответствующих международно признанному уровню безопасности и качества.

— Порой российские коллеги упрекают белорусскую сторону в пропуске санкционных товаров. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Ключевой выгодой евразийского рынка является то, что товары, изготовленные в любой из стран ЕАЭС либо ввезенные через их границы, после прохождения процедур оценки соответствия и получения разрешительных документов, например, сертификатов, деклараций о соответствии, свидетельств о государственной регистрации и маркировки знаком «ЕАС» могут свободно обращаться в любой из стран. Однако, учитывая принимаемые в Российской Федерации решения, со своей стороны мы предприняли шаги, ограничивающие доступ санкционных товаров на российский рынок с территории Беларуси. Так, в отношении продукции, на поставку которой в России введено эмбарго, у нас можно принять и зарегистрировать только национальные декларации о соответствии вместо деклараций о соответствии техническим регламентам Таможенного союза. Это означает, что товар может обращаться только на нашем внутреннем рынке.

— Уже второй год действует ЕАЭС. Насколько удалось продвинуться по пути единых требований к продукции и правил ее доступа на общий рынок? Как при этом используется накопленный опыт?

— Сделать удалось немало. Развивается договорно–правовая база технического регулирования в ЕАЭС. Готовятся соглашения по обеспечению безопасности и обращению продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами ЕАЭС; по устранению технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами; по гармонизации законодательства в сфере государственного надзора. Из принятых 35 технических регламентов 34 уже вступили в силу. В разработке находится 21 регламент, в 18 вносятся изменения. Для выполнения принятых технических регламентов применяется более 8000 межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к продукции и методы ее испытаний. Но этого крайне недостаточно, поэтому все страны союза заняты разработкой недостающих стандартов.

Что касается оценки соответствия, то здесь, к сожалению, до сих пор не реализован в полной мере принцип Договора о ЕАЭС, касающийся единства правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия продукции. Нас очень беспокоит, что согласованное решение на эту тему до сих пор не подготовлено. Госстандарт будет вновь инициировать рассмотрение этого вопроса на площадке Евразийской экономической комиссии.

Есть проблемы и с развитием испытательного комплекса. По ряду видов продукции достаточно остро стоит вопрос наличия испытательных лабораторий, например, по компонентам транспортных средств, средствам индивидуальной защиты. Он требует оперативного решения, скоординированного прежде всего в рамках ЕАЭС. Проблемы достаточно сложные, но в наших ближайших планах совместными усилиями найти их решения.

bibikov@sb.by

Советская Белоруссия № 93 (24975). Четверг, 19 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter