Календарь и традиции: 29 июля – 4 августа 2019 года

Стань, мой сноп, на тысячу коп

1 августа в традиционном народном календаре — Макрина. Много говорить здесь не приходится: само имя созвучно белорусскому слову «макрэча». Было замечено: выпал дождь на Макрину — жди весь остаток лета и осень с дождями. А еще в этот день не пололи огороды: опять‑таки, верили, если начать полоть грядки, потом они буквально утонут в воде.


2 августа — Илья‑пророк. Важный и во многом знаковый праздник. По поверьям, Илья ездит по небу в золотой колеснице, от грохота которой идет гром, а от ударов конских копыт вылетают молнии. И любые погодные «неспадзяванкі» в народе объясняли так: идут сильные дожди — это Илья после того, как его одежда чуть не загорелась от испепеляющей жары, поливает ее водой; установилась засуха — Илья сушит свои промокшие одеяния. Короче, все в его власти.

Мелькают года, пролетают столетия, казалось бы, жизнь становится другой. Но несмотря ни на что, неизменным остается августовское «жніво», когда земледельцы выходят в поля убирать выращенный ими урожай, в первую очередь — хлеб. Только если раньше это делали серпами, теперь — мощными сельскохозяйственными машинами. Кстати, в прежние времена на уборке зерновых в России были заняты мужчины с косами, а вот в Беларуси «галоўнай прыладай» оставался серп в руках женщин: «у нас жнейкі маладыя, у іх сярпочкі залатыя». 

В это время главный на поле — «пан‑колас»: он диктует время уборки. Перед жатвой на «агледзіны» выходил сам «гаспадар»: обходил посевы, срывал по несколько колосков в разных местах, пробовал зернышки на вкус и твердость, приглядывался, не наделал ли кто недобрых «заломаў». 

Обычно уборочная страда начиналась с проведения обряда «пакрыванне поля». Очень рано, еще до восхода солнца, на ниву выходила молодая замужняя женщина с подругами. Она нажинала один снопок, обертывала его рушником или куском нового полотна, намиткой, после чего подбрасывала вверх, приговаривая: «Пакрыла ніўку на добрую спажыўку. Парадзі, Божа, наша збожжа!» Окружавшие молодую жнею подруги хлопали в ладоши и подпевали ей. Потом все шли домой, где передавали сноп «гаспадару» или «гаспадыні», а те, в свою очередь, одаривали жней деньгами и полотном. Затем женщин, участниц обряда, приглашали к столу на «вячэру‑частаванне». А принесенный ими сноп устанавливали под образами. Иногда под него клали несколько монет, которыми по весне, при «засеўках», позванивали для того, чтобы будущий урожай уродился богатым. По правилам дня через два после «пакрывання поля» проводились «зажынкі», которые в разных регионах могли проходить по‑разному. 

«Сталыя жанчыны», не раз выходившие в поле на «жніво», готовились к этому по‑особому. Нельзя было «навальвацца на ніву з ходу», нахрапом, требовалось все делать спокойно, «нетаропка», «з вялікай павагай», как во время большого торжества, понимая важность и значение события. На рассвете обязательно молились Богу и всем святым. Затем икону снимали со стены, заворачивали в «велікодны абрус» и брали с собой на поле. Ниву требовалось встретить, как «паважанага чалавека», а потому припасали хлеб с солью и «грамнічную» свечку. По приходе кланялись полю в пояс, приветствовали его и, перекрестившись, начинали жать. Первые три пучка колосьев перевязывали и хранили как главный оберег дома «ад усякага ліха». Когда же семья собиралась за «святочнай вячэрай», непременно говорили: «Дай, Божа, у гэтым годзе хлябец сабраць і другога года дачакаць». В других местах хозяйка отправлялась на «зажынкі» в поле в сопровождении невесток и тоже с «пачастункам» — хлебом с солью, салом, яйцами и целым, «некранутым» белым сыром. Начиная жатву, жнеи приговаривали: «Стань, мой сноп, на тысячу коп», что звучало настоящим заклинанием.

4 августа — Мария Магдалина (Магдалена). По наблюдениям, часто бывает с дождем, продолжая череду «мокрых» дней Макрины и Ильи: «Магдалена — вады па калена».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter