Стало известно, о чем договорились Белорусская филармония и филармония Нур-Султана

О договоренностях между Белорусской государственной филармонией и филармонией Нур-Султана рассказал художественный руководитель Белорусской государственной филармонии, председатель Белорусского союза музыкальных деятелей, заслуженный артист Беларуси Юрий Гильдюк.

Белорусская государственная филармония. Фото: Александр Горбаш

Переговоры о сотрудничестве, в которых с нашей стороны участвовали генеральный директор Белгосфилармонии Александр Никита, художественный руководитель Юрий Гильдюк, директора коллективов и руководители структурных подразделений филармонии, а со стороны Казахстана — художественный руководитель Государственной академической филармонии имени Е. Рахмадиева акимата города Нур-Султан Гульмира Куттыбадамова, прошли в онлайн-формате.

Нет худа без добра. За время пандемии мы научились поддерживать, расширять и укреплять деловые, интеллектуальные, научные связи, не выходя из дома. 

На онлайн-встрече с коллегами из Казахстана. Фото: Министерство культуры Беларуси

Но существует то, чего не заменят никакие видеоконференции и видеотрансляции, — при том, что Белорусская филармония и особенно Белорусская академия музыки в последний год добились огромных успехов в освоении цифрового пространства. Мы помним, в каком высочайшем качестве транслировались туры Международного конкурса пианистов «Минск-2021» из Большого зала Белорусской академии музыки.

Ничем нельзя заменить живое человеческое общение.

И точно также ничем невозможно заменить живую вибрацию певческих голосов и музыкальных инструментов в живой акустике зала, где звуковой ток буквально пронизывает тело и душу слушателей, заставляя их звучать как единый, цельный, живой музыкальный инструмент. Это целительное чудо возможно только, если между музыкантом и слушателем нет никаких посредников: ни микрофона, ни усилителей, ни звукозаписи, ни трансляции.

Вот ради чего академические музыканты, работающие без микрофонов, колесят по стране и играют, даже когда в зале три человека.

Карта гастрольных поездок Государственного камерного оркестра БССР. Фото: Белорусская государственная филармония

А когда белорусские музыканты успешно и ярко выезжают за рубеж, к этому добавляется не только престиж страны (хотя и он тоже), но и сердечная приязнь зарубежной публики к нашим артистам, а значит, и к Беларуси. Вот почему те, кто считают сейчас себя хозяевами мира, запрещают концерты российских и наших музыкантов в Северной Америке и в Европе. Они боятся этой сердечной приязни, боятся, что их лживая пропаганда рухнет, и победит великое искусство, красота духа, дружба и любовь.

Вот почему так важно восстанавливать систему зарубежных гастролей.

Опять-таки, нет худа без добра. Вплоть до конца 1980 годов Государственная филармония БССР в значительной мере выполняла план за счет именитых гастролеров из Москвы, Ленинграда и не только. Казалось бы, как мы обойдемся без них? На концертах своих исполнителей народу было мало, мы не умели их ценить, хотя многие из них ничуть не уступали, а то и превосходили приезжих.

За роялем Юрий Гильдюк. Фото: Евгений Коктыш

Юрий Николаевич Гильдюк, который заступил на пост художественного руководителя филармонии в 1983 году (39 лет назад!), сумел переломить эту тенденцию — при том, что гастролеры продолжали интенсивно приезжать вплоть до самого распада СССР. Тогда вдруг все остановилось. Прервался грандиозный абонемент народной артистки СССР Ирины Архиповой «Антология русского романса». Ирина Константиновна — царство ей небесное — просто перестала приезжать, а ведь на руках у людей остались билеты, за которые были уплачены деньги, и наша филармония ничего не могла с этим сделать.

Зал Белорусской филармонии никогда не пустует. Фото: Александр Горбаш

За годы независимости коллективы Белорусской филармонии научились собирать полные залы. Усилиями руководства филармонии, Министерства культуры и государства наша музыкальная культура не только ничего не утратила, несмотря на массовый отъезд музыкантов в начале 1990-х, но и небывало расцвела.  Белорусская филармония сейчас прекрасно справляется своими силами, и мы наблюдаем гораздо больший ажиотаж вокруг концертов Государственного академического симфонического оркестра во главе с народным артистом Беларуси Александром Анисимовым, чем вокруг приезда очередного гастролера. 

Тем не менее настало время собирать камни. И в рамках этого состоялся разговор с руководителями концертной жизни из столицы Казахстана.

— Мы очень хорошо поговорили! — делится впечатлениями Юрий Гильдюк. — Обсудили наши возможные обменные гастроли, обменялись мыслями, подумали о том, что у нас хорошего, и что у них хорошего. У них в филармонии 12 коллективов, так что будем работать. И это, кстати, не единственная филармония, с которой мы ведем переговоры.

Государственный камерный оркестр играет стоя. Фото: Александр Горбаш

В частности, стало известно, что Казахстан заинтересован в гастролях Государственного камерного оркестра Республики Беларусь. Это действительно замечательный, мобильный коллектив с очень интересными, яркими и жанрово разнообразными программами.

Казалось бы, в чем проблема?

Но проблема действительно есть.

— Сейчас перелеты стоят гораздо дороже, чем любой концерт, — говорит Юрий Николаевич. — Поэтому договариваться надо прежде всего об этом — как летать и как ездить на такие расстояния.

Музыканты шутят: «Нужно договариваться за год и идти пешком». 

И эта ситуация кардинально отличается от того, что было при Советском Союзе. Читатели постарше прекрасно помнят, что за студенческую стипендию можно было слетать в Крым. Потому и большие творческие коллективы свободно и массово перемещались по большой стране.

— Как-то в руки мне попала карта гастрольных поездок камерного оркестра в 1970-х годах, — рассказывал художественный руководитель коллектива, заслуженный артист России Евгений Бушков. — Кто-то из музыкантов на большой карте СССР прочертил маршруты и пометил места, где они побывали, у меня запестрело в глазах. От Пловдива до Южно-Сахалинска, включая множество городов Закавказья, Средней Азии и Казахстана, Урала и Сибири! Сейчас даже вообразить такое невозможно.  

Тем не менее есть уверенность, что в условиях крепнущих связей внутри Союзного государства и СНГ эта проблема обязательно решится.

«Кстати, — говорю я, — в Казахстане есть замечательные музыканты».

Юрий Николаевич Гильдюк мгновенно реагирует: 

— У нас тоже! И это самое главное!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter